Коммерческая тайна как правовой механизм защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности

(Рыбчинский А. А.) ("Современное право", N 6, 2002) Текст документа

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА КАК ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. А. РЫБЧИНСКИЙ

Вы должны запомнить, что пока вы изобретаете замок, где-то уже сидит вор, изобретая к нему отмычки...

Из наставления Эммануэля Нобеля сыновьям Альфреду и Людвигу

А. А. Рыбчинский, студент Академии Федеральной службы безопасности РФ.

Институт коммерческой тайны появился в отечественном законодательстве в 1990 г., когда были приняты Закон СССР от 04.06.90 г. N 1529-1 "О предприятиях в СССР" и Закон РСФСР от 25.12.90 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (в ред. от 30.11.94 г.). Коммерческая тайна предприятия определялась этими Законами как "не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам". Современное российское законодательство под коммерческой тайной понимает информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 139 ГК РФ). Таким образом, чтобы те или иные сведения могли быть признаны информацией, составляющей коммерческую тайну, они должны отвечать трем общим требованиям, определенным ГК РФ. Кроме того, подобные сведения должны быть задокументированы, то есть зафиксированы на материальном носителе с соответствующими реквизитами, которые позволяют идентифицировать эти сведения. В российском законодательстве нет прямого и однозначного ответа на вопрос о субъектах коммерческой тайны. Исходя из ее характеристик, а также из функционального предназначения самого института коммерческой тайны, можно предположить, что таковыми являются субъекты предпринимательской деятельности (граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и юридические лица, являющиеся коммерческими организациями). Однако, принимая во внимание то, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках достижения целей, ради которых они созданы, а также исходя из смысла п. 2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.96 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 08.07.99 г.), можно констатировать, что некоммерческая организация также может быть субъектом коммерческой тайны. По правовому положению субъекты коммерческой тайны подразделяются на две группы: собственники информации, составляющей коммерческую тайну (физические и юридические лица, обладающие правами владения, пользования и распоряжения такой информацией в полном объеме), и владельцы информации, составляющей коммерческую тайну (физические и юридические лица, осуществляющие владение и пользование такой информацией, а также реализующие полномочия по распоряжению в пределах, устанавливаемых законом и (или) собственником информации). Собственники информации являются первоначальными субъектами коммерческой тайны. Это физические и юридические лица, за счет средств которых эта информация была получена либо которые приобрели ее на законных основаниях, получили в порядке дарения или наследования. Владелец информации, составляющей коммерческую тайну, владеет, пользуется и распоряжается ею с согласия собственника в рамках определенных пределов. Таким образом, владелец информации является производным субъектом коммерческой тайны. Владельцев можно разделить на две категории: лица, получающие доступ к информации по решению собственника, и лица, получающие доступ на основании закона. К первым относятся работники собственника информации, составляющей коммерческую тайну, которым она становится известна в связи с выполняемыми ими трудовыми функциями, и контрагенты собственника информации, которым она становится известна в силу заключенного договора. Ко вторым относятся должностные лица государственных органов РФ, которым коммерческая тайна становится известна при выполнении ими служебных обязанностей в рамках отведенной им компетенции. Существенным пробелом в этой области является отсутствие общего разработанного и законодательно закрепленного порядка получения этими органами и их должностными лицами информации, составляющей коммерческую тайну (за редкими исключениями: например, в сфере рекламной деятельности, где федеральный антимонопольный орган уполномочен на доступ к любой документации рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя). Правовой режим информации, составляющей коммерческую тайну, включает в себя следующие основные элементы. Порядок документирования информации, составляющей коммерческую тайну. Документирование является обязательным условием включения сведений в информационные ресурсы России и получения соответствующего правового режима. Оно должно осуществляться в соответствии с правилами делопроизводства и стандартизации документов. Это означает, что документы со сведениями, составляющими коммерческую тайну, должны отвечать всем предъявляемым к ним требованиям, которые обеспечивают их действительность и юридическую силу. Право собственности на информацию, составляющую коммерческую тайну, и документы, содержащие сведения, которые составляют коммерческую тайну. Современное российское гражданское законодательство впервые определило информацию как объект гражданских прав, поэтому существенным условием характеристики правового режима информации, составляющей коммерческую тайну, является ее правильная классификация, т. е. отнесение к определенной группе объектов гражданских прав. В российской цивилистике существует несколько неоднозначных подходов к этой проблеме. Согласно одному из них информация относится к группе нематериальных благ <*>. Однако законодатель в ст. 150 ГК РФ ("Нематериальные блага") среди видов нематериальных благ информацию не называет: она отнесена к группе материальных благ. Более того, согласно законодательству информация относится к объектам имущественных прав собственника и включается в состав его имущества, а также может наделяться свойствами товара. -------------------------------- <*> См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 1999. Т. 1. С. 238.

Кроме того, информация может быть объектом правовых отношений только при ее документировании, то есть она законодательно признается в качестве объекта отношений только вместе с материальным носителем, на котором она зафиксирована. Отношения, складывающиеся по поводу незадокументированной информации, российским законодательством не регулируются. Таким образом, распространение правового режима нематериальных благ на информацию, составляющую коммерческую тайну, является неправомерным и противоречит самому гражданскому законодательству. Другой подход заключается в отнесении информации к объектам интеллектуальной собственности <*>. Однако согласно ст. 128 ГК РФ ("Виды объектов гражданских прав") информация признается самостоятельным объектом гражданских прав наряду с интеллектуальной собственностью и соответственно не может являться ее объектом. -------------------------------- <*> Там же. М.: ПБОЮЛ Л. В. Рожников, 2000. Т. 3. С. 126 - 127.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что информация, составляющая коммерческую тайну, является отдельным видом объектов гражданских прав, входящим в группу объектов имущественных отношений и имеющим соответствующий правовой режим в системе гражданского законодательства РФ. Непосредственно само содержание права собственности на информацию, составляющую коммерческую тайну, может быть раскрыто следующим образом. Собственник информации имеет право: - владеть, пользоваться и распоряжаться информацией, составляющей коммерческую тайну; - совершать любые действия по своему усмотрению в отношении этой информации, которые не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц; - передавать такую информацию в доверительное управление; - передавать такую информацию в коммерческую концессию. Категория информации, составляющей коммерческую тайну, по уровню доступа. Информация, составляющая коммерческую тайну, является конфиденциальной документированной информацией с ограниченным доступом. Решение об отнесении тех или иных сведений к разряду информации, составляющей коммерческую тайну, принимает собственник этих сведений. Тем не менее существует определенный перечень сведений, которые не могут быть отнесены к информации подобного рода. Их можно разделить на две основные группы: сведения общего характера, относящиеся ко всем субъектам коммерческой тайны, и сведения специального характера, различающиеся по субъектам коммерческой тайны, сфере их деятельности и условиям применения. Не могут составлять коммерческую тайну сведения общего характера: - содержащиеся в учредительных документах (решение о создании предприятия или договор учредителей, устав); - содержащиеся в документах, которые дают право на занятие предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты); - по установленным формам отчетности о финансово - хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственный бюджет РФ; - содержащиеся в документах о платежеспособности; - о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест; - содержащиеся в документах об уплате налогов и иных обязательных отчислений; - о загрязнении окружающей среды, нарушениях антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасности условий труда, о реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также о других нарушениях законодательства РФ и размерах причиненного при этом ущерба; - об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью; - документы об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, а также сведения, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Не могут составлять коммерческую тайну сведения специального характера: - о размерах имущества и денежных средств; - о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий; - о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из законодательства РФ и заключенных договоров; - о договорах с кооперативами, иными негосударственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами; - о размерах и структуре доходов благотворительной организации, о размерах ее имущества, расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев; - о размерах и структуре доходов некоммерческой организации, о размерах и составе ее имущества, расходах, о численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан; - содержащие информацию о движении средств внебюджетных фондов, создаваемых при участии коммерческих организаций и используемых ими для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок; - о финансовом состоянии должника с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Собственник информации имеет право устанавливать режим коммерческой тайны в пределах полномочий, отведенных ему законодательством, то есть самостоятельно определять: критерии отнесения сведений к информации, составляющей коммерческую тайну; срок действия такого режима; порядок накопления, обработки, хранения, доступа и передачи информации третьим лицам; систему мер, обеспечивающих соблюдение режима коммерческой тайны, и систему средств и методов защиты информации. Правовая защита информации, составляющей коммерческую тайну. Информация, составляющая коммерческую тайну, подлежит правовой защите, поскольку несанкционированный доступ к ней, ее разглашение и неправомерное использование могут нанести ущерб коммерческим интересам субъекта предпринимательской деятельности, а также дать незаконные преимущества перед ним третьим лицам, которые могут получить выгоду от подобных действий. По своему содержанию меры и способы защиты информации могут носить различный характер (правовой, организационный, технический и др.). Их выбор осуществляется самим собственником с учетом возможностей и ценности информации. Но принимаемые меры должны находиться в рамках компетенции собственника и соответствовать законодательству РФ, то есть они не могут являться оперативно - розыскными или иными специальными мерами, которые относятся к компетенции отдельных государственных органов, либо быть по своей сути незаконными. Собственник информации, составляющей коммерческую тайну, также имеет право: - осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации, запрещать или приостанавливать ее обработку при невыполнении этих требований; - обращаться в органы государственной власти для оценки правильности выполнения норм по защите информации; - устанавливать порядок и процедуру доступа третьих лиц к информации; - на судебную и административную защиту своих прав в данной сфере; - проводить действия, направленные на установление обстоятельств разглашения информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе с привлечением частных детективных и охранных предприятий. Лица, являющиеся владельцами коммерческой тайны третьего лица, обязаны обеспечить уровень защиты информации в соответствии с требованиями законодательства и правилами, установленными собственником. Также на владельцах информации, составляющей коммерческую тайну, лежит обязанность оповещать собственника обо всех фактах нарушения режима защиты коммерческой тайны. Российское антимонопольное законодательство определяет получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, без согласия собственника информации как одну из форм недобросовестной конкуренции <*>. Поэтому нарушение режима коммерческой тайны, разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, их неправомерное получение и использование и иное нарушение прав и законных интересов собственника влечет за собой дисциплинарную, административную, гражданско - правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. -------------------------------- <*> Ст. 10 Закона РСФСР от 22.03.91 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. от 30.12.2001 г.); ст. 15 Федерального закона от 23.06.99 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (в ред. от 30.12.2001 г.).

Однако следует заметить, что лицо может получить информацию, составляющую коммерческую тайну, самостоятельно - например при проведении исследований. В таком случае это лицо считается правомерным собственником этой информации со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за собирание сведений, составляющих коммерческую тайну, путем похищения документов, подкупа, угроз или иными незаконными способами (п. 1 ст. 183) и за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе (п. 2 ст. 183). Субъектами преступления в первом случае являются лица, не обладающие сведениями, составляющими коммерческую тайну, на каком-либо законном основании, а во втором - лица, которым такая информация известна на законном основании. Статья 183 УК РФ является новеллой в российском уголовном праве, однако она скорее ограничивается общепредупредительной и профилактической ролями, нежели носит "рабочий" характер. Нетрудно заметить, что со стороны конструктивной особенности норм п. 1 ст. 183 УК РФ имеет много общего со ст. 276 ("Шпионаж"), а п. 2 - со ст. 283 ("Разглашение государственной тайны"). Но для подобного рода дел сложной проблемой является процесс доказывания - как на стадии предварительного следствия, так и при судебном разбирательстве. И это при том, что у государства есть отдельные структуры, занимающиеся защитой государственной тайны, а также спецслужбы, которые располагают широкими для этого возможностями. Поэтому можно предположить, что с серьезными трудностями придется столкнуться и в случае коммерческой тайны. Следует добавить, что по уголовным делам, предусмотренным ст. 183 УК РФ, предварительное следствие отнесено к компетенции органов внутренних дел; отсутствие практического опыта работы по этим делам сказывается на качестве защиты нарушенных прав и законных интересов субъектов коммерческой тайны. Подводя краткие итоги, можно выделить ряд специфических характеристик, законодательно присущих коммерческой тайне. При отнесении сведений к информации, составляющей коммерческую тайну, не требуется прохождения формальной процедуры официального признания этого факта, поэтому, чтобы получить статус и правовой режим для информации, составляющей коммерческую тайну, не требуется осуществления каких-либо действий по государственной регистрации. Достаточным является само право субъектов коммерческой тайны относить определенные сведения к информации, составляющей коммерческую тайну, по своему усмотрению. Тем не менее обоснованность отнесения сведений к такого рода информации может быть оспорена в судебном порядке. Законодательно конкретный срок действия режима коммерческой тайны не установлен. Естественно, что в общем порядке срок действия режима коммерческой тайны для различного рода информации и сферы ее обращения установить трудно. В каждом конкретном случае собственник информации, составляющей коммерческую тайну, должен определить этот срок сам. В процессе обеспечения конфиденциальности информации, ее защиты, а также надлежащего осуществления иных элементов ее правового режима большую роль играют сами субъекты коммерческой тайны. Это полностью соответствует сущности предпринимательской деятельности и принципам законодательства, регулирующего эту сферу. Государство устанавливает правовой режим информации, составляющей коммерческую тайну, возможности, способы, порядок охраны ее конфиденциальности и защиты, поэтому реализация прав и законных интересов субъектов коммерческой тайны зависит уже от их правильного выбора и использования. К сожалению, несмотря на довольно длительный период существования, законодательство в сфере коммерческой тайны до сих пор остается фрагментарным и несистематизированным. На сегодняшний день существует только один нормативный правовой акт, который целиком посвящен регулированию общественных отношений в сфере коммерческой тайны, - Постановление Правительства РСФСР от 05.12.91 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну". Все остальные нормы содержатся в отдельных положениях различных законов и к тому же касаются общих вопросов, отличаясь в известной степени отсылочным характером. Существенным шагом вперед в деле урегулирования общественных отношений в этой области мог бы стать Закон "О коммерческой тайне", отклоненный в 1999 г. Президентом РФ Б. Ельциным. В целом же восприятие российским законодательством института коммерческой тайны можно расценивать как адекватную реакцию на изменения в экономической системе нашего государства и стремление обеспечить права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности на рынке.

Название документа