О возможных вариантах уменьшения суммы дохода, полученного физлицом от продажи (реализации) акций, приобретенных за ваучеры, в целях исчисления НДФЛ

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 марта 2009 г. N 03-04-05-01/121

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления и уплаты налога с доходов, полученных от операций с ценными бумагами, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг, установлены ст. 214.1 Кодекса.

Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 58-ФЗ) в ст. ст. 214.1 и 220 Кодекса внесены изменения, исключившие возможность применения имущественного налогового вычета при определении налоговой базы в отношении доходов, полученных от реализации ценных бумаг.

Поскольку положения Закона N 58-ФЗ, исключающие возможность применения налогоплательщиками имущественного налогового вычета при реализации ценных бумаг, ухудшали положение налогоплательщиков, их вступление в силу было установлено только с 1 января 2007 г. То есть налогоплательщикам в течение 1,5 года после принятия Закона N 58-ФЗ была предоставлена возможность воспользоваться имущественным налоговым вычетом для уменьшения налогооблагаемого дохода при реализации ценных бумаг. При этом имущественный налоговый вычет предоставлялся только в том случае, если расходы налогоплательщика на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг не могли быть подтверждены документально.

Пунктом 3 ст. 214.1 Кодекса предусмотрено определение доходов от операций купли-продажи ценных бумаг как разницы между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком.

В случае реализации ценных бумаг, приобретенных за приватизационные чеки (ваучеры), расходы на приобретение указанных ценных бумаг определяются исходя из их рыночной стоимости на дату продажи за ваучеры.

При отсутствии рыночной стоимости акций приватизируемых предприятий расходы на их приобретение могут определяться исходя из номинальной стоимости ваучеров, переданных за эти акции, либо исходя из цены ваучеров, согласованной сторонами договора о продаже акций за приватизационные чеки.

Таким образом, сумма дохода, полученного от продажи (реализации) акций, приобретенных за ваучеры, может быть уменьшена на сумму их рыночной стоимости на момент продажи за ваучеры либо на сумму, исчисляемую исходя из количества ваучеров, переданных в обмен на акции, и их номинальной (договорной) стоимости, а также на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с хранением и реализацией указанных ценных бумаг.

Пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 914 "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации" было установлено, что приватизационные чеки выпуска 1992 г. имеют номинальную стоимость в размере 10 тыс. руб.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

10.03.2009