Является ли правомерным внесение налоговым органом записи о ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, а не на основании соответствующего заявления конкурсного управляющего?
Ответ: В п. 2 ст. 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) установлена обязанность конкурсного управляющего по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Согласно п. 3 ст. 149 Закона N 127-ФЗ определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника.
Порядок представления документов и порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица регулируются также Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно абз. 8 п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией заявителем в регистрирующий орган является конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица.
Абзацем 3 п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
При обращении в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в случае применения процедуры банкротства конкурсный управляющий как заявитель, согласно п. 2 ст. 21 Закона N 129-ФЗ, должен представить определение о завершении конкурсного производства.
Из анализа вышеприведенных норм следует вывод, что внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица только на основании определения суда о завершении конкурсного производства не соответствует закону. Такой же позиции придерживаются и некоторые суды округов (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 25.09.2008 N Ф08-5795/2008, ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2008 N А66-444/2007).
Однако если при решении этого вопроса руководствоваться не нормами Закона N 129-ФЗ, а п. 3 ст. 149 Закона N 127-ФЗ, то можно прийти к выводу (о чем и сказано в тех же судебных решениях), что само по себе определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является достаточным основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица. Лицо, представившее указанное определение арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, не имеет принципиального значения (представлено конкурсным управляющим или получено самим регистрирующим органом) (см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.02.2008 N А79-3608/2007, от 16.06.2008 N А17-5869/2007). Данные суды хотя и сделали вывод, что налоговый орган нарушил требования Закона N 129-ФЗ, произведя регистрацию ликвидации общества без соответствующего заявления управляющего, однако оснований для признания недействительным их решения не имеется, так как оно принято на основании определения суда, а заявитель - конкурсный управляющий не доказал, что это решение нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Л. Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
06.03.2009