Правомерен ли отказ налогового органа в возмещении НДС, если налогоплательщик отказался представить счет-фактуру, так как указанному документу поставщиком присвоен соответствующий гриф секретности (поскольку в нем содержатся сведения, содержащие государственную тайну), а у налогового органа нет штатных сотрудников, имеющих допуск к работе с секретными документами?
Ответ: Согласно п. 1 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ без таможенного контроля и таможенного оформления (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ (п. 1 ст. 172 НК РФ).
В соответствии со ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в установленном законом порядке.
В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ (п. 1 ст. 176 НК РФ).
Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне (Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"), и конфиденциальную (Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера").
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон N 5485-1) государственной тайной признаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Статья 5 Закона N 5485-1 устанавливает перечень сведений, составляющих государственную тайну.
Не являются государственной тайной сведения о чрезвычайных обстоятельствах и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, размерах золотовалютных резервов РФ и другие (ст. 7 Закона N 5485-1).
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно" (ст. 8 Закона N 5485-1).
В соответствии с п. 3 Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 N 870, к сведениям особой важности относятся сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких из перечисленных областей. Гражданам, допущенным к данным сведениям, устанавливается первая форма допуска; к совершенно секретным сведениям относятся сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики РФ в одной или нескольких из перечисленных областей. Граждане, допущенные к данным сведениям, имеют вторую форму допуска; к секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Для граждан, допущенных к данным сведениям, установлена третья форма допуска.
Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203, а Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне - Постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 N 1050.
Согласно позиции арбитражных судов отказ налогового органа в данном случае будет нарушать НК РФ, права и интересы налогоплательщика. При невозможности предъявления налоговому органу секретных счетов-фактур при отсутствии у него сотрудников, имеющих право работать с секретными документами, отказывать в возмещении НДС неправомерно (см. Постановления ФАС Московского округа от 27.05.2008 N КА-А40/3161-08, от 01.02.2006 N КА-А40/150-06).
Таким образом, приходим к выводу о неправомерности отказа налогового органа в возмещении НДС, если налогоплательщик отказался представить счет-фактуру, так как указанный документ является секретным, а у налогового органа нет штатных сотрудников, имеющих допуск для работы с секретными документами, при условии, что налогоплательщиком исполнены остальные условия, предусмотренные ст. ст. 171 - 172 НК РФ.
Ю. К.Борисов
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
06.03.2009