Согласно постановлению главы местного самоуправления администрация муниципального образования (городского округа) передает в доверительное управление ООО закрепленный за ней на праве оперативного управления муниципальный жилищный фонд. Выгодоприобретателем является администрация. Договор доверительного управления имуществом предусматривает полное возмещение понесенных ООО расходов, связанных с управлением имуществом учредителя, за счет доходов от использования этого имущества. Вознаграждение ООО составляет 2,8% от дохода в виде платы, взимаемой с населения за наем жилых помещений. В каком порядке следует учитывать доходы и расходы для целей исчисления налога на прибыль участникам договора доверительного управления имуществом?

Ответ: В силу пп. 3 п. 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В соответствии с п. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.

Из вопроса следует, что жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования, передаются нанимателям управомоченным лицом (доверительным управляющим).

Согласно п. 1 ст. 1012 Гражданского кодекса РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Учредителем доверительного управления является собственник имущества, а в случаях, предусмотренных ст. 1026 ГК РФ, другое лицо (ст. 1014 ГК РФ).

Пунктом 3 ст. 215 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 296 ГК РФ (на праве оперативного управления).

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ (п. 2 ст. 215 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1017 ГК РФ договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.

Несоблюдение формы договора доверительного управления имуществом или требования о регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление влечет недействительность договора.

В рассматриваемом случае получателем дохода от использования закрепленного за ним на праве оперативного управления жилищного фонда является администрация муниципального образования (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Пунктом 1 ст. 321.1 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговый учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется бюджетными учреждениями в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. Такими доходами признаются доходы, полученные бюджетными учреждениями от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Пунктом 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что неналоговыми доходами бюджета являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. К указанным доходам относятся, в том числе, средства, получаемые от передачи имущества в доверительное управление (ст. 42 БК РФ).

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация действует как юридическое лицо (бюджетное учреждение).

Бюджетным учреждением признается организация, отвечающая требованиям ст. 6 БК РФ. При этом ведение муниципальным учреждением предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (включая передачу имущества по договору доверительного управления) не связано с выполнением муниципальным образованием в лице муниципального учреждения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера.

В данном случае муниципальный жилищный фонд закреплен за местной администрацией, поэтому доходы от его использования относятся к доходам именно бюджетного учреждения и, следовательно, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.

Аналогичные разъяснения применительно к порядку признания дохода, получаемого муниципальными учреждениями от сдачи имущества в аренду, приведены в Письме Минфина России от 15.05.2008 N 03-05-05-01/33. В указанном Письме также отмечено, что доходы администрации муниципального образования - бюджетного учреждения следует отличать от доходов муниципального образования, по которым объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций не возникает. Имеется в виду ситуация, при которой бюджетное учреждение получает доходы от сдачи в аренду имущества муниципальной казны, то есть муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Согласно п. 1 ст. 276 НК РФ определение налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом осуществляется:

- в соответствии с п. 3 ст. 276 НК РФ в случае, если по условиям указанного договора выгодоприобретателем является учредитель управления;

- в соответствии с п. 4 ст. 276 НК РФ в случае, если по условиям указанного договора учредитель управления не является выгодоприобретателем.

Поскольку учредитель управления (администрация округа) одновременно является и выгодоприобретателем, в данном случае применяется п. 3 ст. 276 НК РФ, согласно которому доходы по договору доверительного управления имуществом включаются в состав выручки или внереализационных доходов в зависимости от полученного вида дохода.

Расходы, связанные с осуществлением договора (включая вознаграждение доверительного управляющего), признаются расходами, связанными с производством, или внереализационными расходами учредителя управления в зависимости от вида осуществленных расходов.

Особенности определения налоговой базы доверительным управляющим (ООО) установлены п. 2 ст. 276 НК РФ.

Имущество, переданное по договору доверительного управления имуществом, в данном случае муниципальный жилищный фонд, не признается доходом доверительного управляющего.

Вознаграждение, получаемое доверительным управляющим в течение срока действия договора доверительного управления имуществом, является его доходом от реализации и подлежит налогообложению в установленном порядке. Расходы, связанные с осуществлением доверительного управления, не признаются расходами доверительного управляющего, поскольку договором предусмотрено возмещение указанных расходов учредителем доверительного управления.

Доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом доходы и расходы по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученных доходах и расходах для их учета учредителем управления (выгодоприобретателем) для определения налоговой базы.

С. А.Скобелева

Консалтинговая группа "Аюдар"

04.03.2009