На банковский счет управляющей организации, находящейся на УСН, в сентябре 2008 г. перечислены средства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в целях реализации региональной адресной программы на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств местного бюджета, выделенных Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Каков порядок налогообложения указанных средств?
Ответ: Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон) целями деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства являются создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов является наличие региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со ст. 15 Закона.
В силу п. 1 ст. 20 Закона получателями средств Фонда могут быть в том числе и муниципальные образования. В этом случае выделенные средства поступают в местные бюджеты с дальнейшим распределением в установленном законом порядке между многоквартирными домами, включенными в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта. В рассматриваемом случае долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов поступает на отдельный банковский счет управляющей организации в порядке, предусмотренном п. п. 5 - 7 ст. 20 Закона.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ налогоплательщики при применении УСН должны включать в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, доходы от реализации и внереализационные доходы. Указанные доходы определяются соответственно исходя из положений ст. ст. 249 и 250 НК РФ. Доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.
На основании абз. 4 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, введенного в гл. 25 НК РФ с 1 января 2009 г. Федеральным законом от 30.12.2008 N 323-ФЗ, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного в виде средств бюджетов, выделяемых осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Законом.
Положения указанного абзаца пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г. (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 N 323-ФЗ).
Таким образом, управляющая организация, применяющая УСН, не включает в состав облагаемых доходов средства, получаемые в целях реализации региональной адресной программы на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, начиная с января 2008 г.
Отметим, что ранее Минфин России по данному вопросу придерживался противоположной позиции, указывая на то, что организации по обслуживанию жилищного фонда (товарищества собственников жилья, управляющие организации, потребительские кооперативы и т. д.) не признаются получателями бюджетных средств, а средства в виде межбюджетных субсидий, полученные такими организациями на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, - целевым (бюджетным) финансированием, поэтому они в полном объеме включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (см. Письмо Минфина России от 22.09.2008 N 03-11-04/2/145).
Однако налогоплательщикам следует учитывать, что такие рекомендации давались до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 323-ФЗ и на сегодняшний день позиция Минфина России изменилась (Письма Минфина России от 10.02.2009 N 03-11-06/2/20, от 05.02.2009 N 03-11-06/2/18 и от 29.01.2009 N 03-11-06/2/13).
С. А.Скобелева
Консалтинговая группа "Аюдар"
04.03.2009