Соответствует ли законодательству о размещении заказов условие конкурсной документации открытого конкурса, проводимого для государственных нужд, предусматривающее требование к участникам размещения заказа об обязательном представлении в составе заявки дополнительных документов, подтверждающих обоснованность снижения начальной цены конкурса (в случае такого снижения в заявке участника)?

Ответ: Согласно п. 4.1 ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) конкурсная документация должна содержать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), а также начальную (максимальную) цену единицы товара, услуги в случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для государственных или муниципальных нужд конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа. В случае если при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг, заказчик, уполномоченный орган вправе указать в конкурсной документации начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), а также начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию и начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе цену работ по замене указанных запасных частей.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в конкурсе должна содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения государственного или муниципального контракта, в том числе предложение о цене контракта.

На основании ч. 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных пп. "а" - "в", "д" и "е" п. 1, п. п. 2 и 3 ч. 3 данной статьи документов и сведений, не допускается.

Приведенные положения ст. 25 Закона N 94-ФЗ, закрепляя лишь требование о формулировании в заявке предложения участника о цене контракта, не устанавливают, что заявка на участие в конкурсе должна содержать обоснование снижения начальной цены.

Следовательно, условие конкурсной документации открытого конкурса, проводимого для государственных нужд, предусматривающее требование к участникам размещения заказа об обязательном представлении в составе заявки дополнительных документов, подтверждающих обоснованность снижения начальной цены конкурса (в случае такого снижения в заявке участника), не соответствует законодательству о размещении заказов.

Правомерность подобных выводов подтверждает и судебная практика.

Так, Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 31.10.2007 N 09АП-14369/2007-ГК пришел к выводу, что Законом N 94-ФЗ, ст. ст. 447 - 448 Гражданского кодекса РФ не предусмотрено то, что заявка на участие в конкурсе должна содержать обоснование снижения начальной цены заключения контракта. Суд разъяснил, что цена контракта в рамках начальной цены определяется участниками конкурса самостоятельно исходя из собственных экономических возможностей. Конкурсная комиссия же при рассмотрении заявок должна проверить не обоснование снижения цены контракта, а соответствие заявки условиям конкурсной документации и реальность выполнения заявки участником конкурса. Суд, кроме того, указал, что оценка представленной заявки должна производиться после допуска заявки к конкурсу в результате экспертной оценки, а не на стадии формального допуска заявки к конкурсу.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

02.03.2009