Птицеводческое хозяйство осуществляет водоснабжение населения в соответствии с лицензией, выданной до 01.01.2007. По мнению налогового органа, хозяйством неправомерно применялась норма пп. 13 п. 2 ст. 333.9 НК РФ, в результате чего была занижена налоговая база по водному налогу, поскольку часть воды использовалась им на хозяйственно-питьевые нужды, а не для водопоя и обслуживания птицы, ввиду того что цех по убою птицы является цехом первичной переработки уже выращенной птицы, включая разделку и упаковку готовой продукции, и вода здесь расходуется не на водопой и обслуживание птицы, а на нужды переработки выращенной продукции. Правомерно ли решение налогового органа?

Ответ: Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" установлено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до даты введения в действие нового Водного кодекса РФ (01.01.2007), сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.9 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по водному налогу, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 333.9 НК РФ, признается, в частности, забор воды из водных объектов.

Согласно пп. 13 п. 2 ст. 333.9 НК РФ не признается объектом налогообложения забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

Согласно ГОСТ Р 52469-2005 "Птицеперерабатывающая промышленность. Переработка птицы. Термины и определения", применение которого в проверяемый период разрешено Приказом Ростехрегулирования от 29.12.2005 N 487-ст, под переработкой птицы понимается комплекс технологических операций, в результате которых из птицы для убоя производят пищевые и непищевые продукты убоя птицы.

Исходя из указанного определения к технологическим операциям относятся: оглушение птицы для убоя, убой птицы, обескровливание, ощипка, потрошение, разделка тушек птицы и др. Под разделкой тушки птицы ГОСТ понимает разделение тушки птицы на части с учетом анатомического расположения в них мышц и костей по установленной схеме получения пищевых продуктов.

Минфин России в Письме от 03.02.2006 N 03-03-04/1/77, учитывая отраслевые особенности производства птицеводческих хозяйств и тот факт, что процесс забоя и обработки птицы является последним звеном в технологическом процессе производства мяса птицы, разъяснил, что его следует рассматривать как первичную переработку сельскохозяйственной продукции. Как пояснил Минфин России, об этом также свидетельствует ГОСТ 25391-82 "Мясо цыплят-бройлеров. Технические условия". Промышленной переработкой в птицеводстве считается глубокая переработка - это приготовление фарша, различных рубленых, колбасно-кулинарных и консервных изделий на основе мяса птицы.

Таким образом, мясо птицы (тушка), полученное в результате убоя птицы собственного производства, по мнению Минфина России, относится к сельскохозяйственной продукции.

Приведенные выводы Минфина России сформированы в разъяснении права организации, являющейся птицефабрикой, применять в 2004 - 2005 гг. ставку 0% (в 2006 г. - 6%) по налогу на прибыль.

Аналогичная позиция изложена финансовым ведомством и в Письме от 29.12.2005 N 03-03-02/149.

Данную логику можно распространить и в отношении решения вопроса о порядке исчисления птицеводческими хозяйствами других налогов, в частности водного налога.

Так, ФАС Центрального округа в Постановлении от 17.04.2008 N А09-4956/07-29 признал неправомерными доводы налогового органа о занижении налогоплательщиком налоговой базы по водному налогу, мотивированные тем, что часть воды (вода для нужд цехов по убою птицы) использовалась на хозяйственно-питьевые нужды, а не для водопоя и обслуживания птицы. Как указал суд, процесс забоя и обработки птицы является последним звеном в технологическом процессе производства мяса птицы и его следует рассматривать как первичную переработку сельскохозяйственной продукции. По мнению суда, применение налогоплательщиком пп. 13 п. 2 ст. 333.9 НК РФ в указанной ситуации правомерно.

Таким образом, данное решение налогового органа неправомерно.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

28.02.2009