Аптека осуществляет деятельность по реализации лекарственных препаратов. Административным органом по субъекту РФ проведена проверка соблюдения аптекой требований и условий, предусмотренных лицензией на фармацевтическую деятельность. В ходе проверки установлено, что аптека не обеспечила наличие запирающегося металлического шкафа под замком для хранения препаратов списка "А". Административный орган по субъекту РФ требует привлечь аптеку к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Аптека ссылается на то, что осуществляет свою деятельность недавно и шкаф еще не успели привезти. Подлежит ли аптека привлечению к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в данном случае?

Ответ: В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно пп. 47 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит фармацевтическая деятельность.

Согласно п. 4 ст. 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон N 86-ФЗ) виды аптечных учреждений, правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

Согласно пп. "в" п. 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416, лицензионным требованием и условием при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований ст. 32 Закона N 86-ФЗ и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со ст. 26 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Согласно п. 5.6 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003", утвержденного Приказом Минздрава России от 04.03.2003 N 80 (далее - Правила), к хранению лекарственных препаратов (лекарственных средств) списков "А" и "Б" предъявляются особые требования, в частности:

- лекарственные препараты (лекарственные средства), относящиеся к спискам "А" и "Б" (независимо от лекарственной формы), хранятся изолированно, в запирающихся металлических шкафах под замком (список "А") и в деревянных шкафах под замком (список "Б");

- в дежурных аптеках на ночь оставляются лекарственные средства списков "А" и "Б", которые находятся у дежурного сотрудника аптеки в отдельном шкафу, закрытом на замок, в количествах и ассортименте, необходимых для оказания неотложной медицинской помощи. После окончания дежурства этот шкаф опечатывается или пломбируется;

- реактивы, содержащие лекарственные средства списков "А" и "Б" и находящиеся во время работы на столе провизора-аналитика или провизора-технолога, после окончания работы должны храниться в шкафу под замком;

- перечень лекарственных препаратов (лекарственных средств), отнесенных к спискам "А" и "Б", определяется в соответствии с действующими нормативными документами.

В соответствии с п. 3.19 Правил аптечная организация должна быть оснащена оборудованием и инвентарем в соответствии с выполняемыми функциями: помещения хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены шкафами, стеллажами, поддонами, подтоварниками для их хранения; помещения хранения термолабильных лекарственных препаратов должны быть оснащены оборудованием, обеспечивающим необходимые условия хранения.

В соответствии с п. 2.8 Правил аптечная организация должна располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности лекарственных препаратов при их хранении и реализации, надлежащие условия розничной торговли лекарственными препаратами и другими товарами, разрешенными к отпуску из аптечных организаций.

Таким образом, можно сделать вывод, что аптека в данном случае подлежит привлечению к административной ответственности, так как она осуществляла деятельность по реализации лекарственных средств с нарушением установленных правил. Ссылка аптеки на то, что шкаф не успели привезти, не освобождает ее от административной ответственности, так как она уже осуществляла реализацию лекарственных средств, а следовательно, должна была обеспечить себя всем необходимым оснащением.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 02.09.2008 N А58-589/08-А-СВВ-Ф02-4193/08 признал правомерным привлечение организации к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в том числе за отсутствие запирающегося шкафа для хранения препаратов, для которых требуется такой шкаф.

Аналогичные выводы сделаны в Постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 09.10.2007, 03.10.2007 N Ф03-А73/07-2/3847, от 06.06.2007, 30.05.2007 N Ф03-А73/07-2/1777, ФАС Поволжского округа от 24.05.2007 N А12-18524/06, ФАС Северо-Кавказского округа от 29.08.2006 N Ф08-3391/2006-1656А.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

27.02.2009