Таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных организацией при ввозе на таможенную территорию РФ. При этом таможенный орган указал на недостаточность документов и сведений для применения первого метода определения таможенной стоимости, а также на наличие признаков неприменимости первого метода определения таможенной стоимости без уточнения, какие конкретно сведения, необходимые для принятия таможенной стоимости по первому методу, отсутствовали, и в чем выразились признаки невозможности его применения. В случае если на основании указанного решения организацией самостоятельно была произведена корректировка таможенной стоимости, имеет ли она право впоследствии обжаловать действия таможенного органа?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" и п. 2 ст. 323 Таможенного кодекса РФ таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации.

При этом Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, приведен в Приложении к Приказу ФТС России от 25.04.2007 N 536.

Согласно п. 1 Постановления ВАС РФ от 26.07.2005 N 29 при рассмотрении дел об оспаривании декларантом решений таможенных органов о несогласии с использованием для определения таможенной стоимости основного метода необходимо учитывать, что под несоблюдением установленного п. 2 ст. 323 ТК РФ условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

Из п. 14 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399, следует, что при принятии решения о корректировке таможенной стоимости до выпуска товара уполномоченные должностные лица таможенных органов:

- приводят обоснование принятого решения о неправомерном использовании избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров и (или) неправомерном определении декларантом структуры заявленной таможенной стоимости;

- предлагают декларанту произвести пересчет таможенной стоимости или определить ее с использованием другого метода.

Уполномоченные должностные лица таможенных органов передают декларанту копию соответствующего листа декларации таможенной стоимости (ДТС) или ГТД с решением о корректировке таможенной стоимости и расчет суммы обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проверки правильности определения таможенной стоимости.

ФТС России в п. 10 Письма от 09.02.2006 N 01-06/4153 "О направлении обзора правоприменительной практики" указала на то, что факт неприведения в решении обоснования его принятия, затрагивающего права и законные интересы лица, является неправомерным.

Кроме того, ФТС России отметила, что добровольное выполнение лицом действий, требуемых уполномоченным органом государственной власти и предусмотренных в соответствии с законодательством РФ, не означает его принципиальное согласие с таким требованием и не лишает его права впоследствии обжаловать соответствующее решение.

Аналогичный вывод сделал и ФАС Поволжского округа в Постановлении от 09.07.2008 по делу N А55-15210/07.

В соответствии со ст. 45 ТК РФ любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность. Отказ лица от права на обжалование решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица недействителен.

Согласно п. 1 ст. 46 ТК РФ решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации организация имеет право обжаловать действия таможенного органа в порядке, предусмотренном гл. 7 ТК РФ.

Р. Ю.Ермаков

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

27.02.2009