Каков порядок приема на работу в РФ граждан Республики Беларусь, а также порядок обложения НДФЛ, ЕСН и взносами на ОПС их доходов?

Ответ: Правовой статус иностранных граждан в России определен положениями Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).

Иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность по трудовому или гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг), заключенному с юридическими или физическими лицами, в том числе с иностранными юридическими лицами и с иностранными гражданами, зарегистрированными в качестве иностранных предпринимателей.

Иностранцев, принимаемых на работу в российскую организацию, можно условно разделить на три категории:

- иностранцы, принимаемые на работу в том же порядке, что и россияне;

- иностранцы, прибывшие в РФ в безвизовом порядке;

- иностранцы, прибывшие в Россию в визовом порядке.

Граждане Республики Беларусь имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории России без получения на это визы. Такой порядок закреплен в Соглашении между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан от 30.11.2000 "О взаимных безвизовых поездках граждан".

Документы, выданные в Республике Беларусь для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий граждан этого государства, признаются на территории РФ без легализации в соответствии с п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" (далее - Решение N 4).

Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю следующие документы:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- трудовую книжку;

- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.

По общему правилу трудовая книжка российского образца должна быть у каждого работника организации, в том числе иностранца (ст. ст. 11, 66 ТК РФ). Форма трудовой книжки утверждена Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" (далее - Постановление N 225).

Так, работодатели должны вести трудовые книжки только установленного образца (ст. 66 ТК РФ). Федеральная служба по труду и занятости в Письме от 15.06.2005 N 908-6-1 разъяснила, что в настоящее время существуют две их формы, обладающие одинаковой силой: образца 1974 (Постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих") и 2004 гг. (Постановление N 225). Таким образом, при наличии у иностранцев таких книжек, заполненных на русском языке, работодатель может не заводить новые книжки.

В случае если все страницы одного из разделов трудовой книжки окажутся заполнены, необходимо оформить специальный вкладыш (п. 38 Постановления N 225). При выдаче каждого такого вкладыша в трудовой книжке ставится штамп с надписью "Выдан вкладыш" и указываются его серия и номер (п. 39 Постановления N 225).

В соответствии с п. 2 Решения N 4 белорусские граждане принимаются на работу в том же порядке, что и российские граждане. Работодатель не обязан сообщать уполномоченным органам о приеме их на работу, а у белорусских граждан отсутствует обязанность получать разрешение на работу в РФ, при этом они могут трудиться в любом регионе РФ.

Документы воинского учета представляют военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу на территории РФ. Поскольку белорусские граждане таковыми не являются, эти или аналогичные документы они не представляют.

ЕСН. Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями-налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. Таким образом, если работы и услуги выполняются и оказываются иностранными гражданами на территории РФ, то начисленные в их пользу выплаты и вознаграждения по заключенным договорам облагаются ЕСН в общем порядке. Как установлено п. 2 ст. 243 НК РФ, исчисленную сумму налога для уплаты в федеральный бюджет по каждому физическому лицу нужно уменьшить на сумму начисленных за этот же период страховых взносов на ОПС (налоговый вычет).

Страховые взносы в ПФР. Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) застрахованными лицами, помимо граждан РФ, являются иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ, если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, а также по авторскому или лицензионному договору. Таким образом, только на выплаты гражданам Белоруссии, временно пребывающим на территории РФ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются. Такого же мнения придерживаются контролирующие органы в Письме Минфина России от 30.10.2007 N 03-04-06-02/204 и Письмах УФНС России по г. Москве от 26.11.2007 N 21-13/112059@, от 30.06.2006 N 21-13/57477.

НДФЛ. В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются резиденты РФ, а также физические лица, не являющиеся резидентами РФ, но получающие доходы от источников РФ, в том числе и вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей. В зависимости от статуса физического лица НК РФ установлены ставки налога на доходы физического лица:

- для резидентов РФ ставка налога на доходы устанавливается в размере 13%;

- для нерезидентов РФ ставка налога устанавливается в размере 30%.

В соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, которые фактически находились на территории Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Однако согласно ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Исходя из этого доход граждан Республики Беларусь может облагаться НДФЛ по ставке 13% с первого дня их работы на территории РФ, но при этом между белорусским гражданином и российской организацией должен быть заключен договор на срок 183 дня и более. Такой порядок предусмотрен Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество", а также подтвержден Протоколом от 24.01.2006 "К Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года".

Аналогичные разъяснения даны Минфином России в Письмах от 04.07.2007 N 03-04-06-01/210, от 29.03.2007 N 03-04-06-01/94, от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82 и ФНС России в Письмах от 09.06.2006 N 04-2-03/123, от 21.09.2005 N ВЕ-6-26/786@.

О. С.Борисова

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

26.02.2009