Организация осуществляет деятельность, в результате которой образуются отходы производства и потребления III класса опасности. По результатам выездной налоговой проверки организации доначислен налог на прибыль. По мнению налогового органа, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организация неправомерно отнесла на расходы суммы платежей, уплаченных ею за размещение вышеуказанных отходов. Мероприятия по размещению отходов производства и потребления осуществлялись организацией самостоятельно. Решение налогового органа основано на том, что у организации отсутствует лицензия на право размещения опасных отходов, следовательно, организация не может являться плательщиком платежей за размещение отходов производства и потребления и учитывать данные расходы в целях исчисления налога на прибыль. Прав ли налоговый орган?

Ответ: В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы).

Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Так, согласно п. 2 ст. 16 Закона N 7-ФЗ к одному из видов негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов (в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ)).

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ (п. 3 ст. 16 Закона N 7-ФЗ), а именно Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок определения платы).

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" утверждены Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления. В перечень утвержденных видов отходов входят в том числе и отходы III класса опасности (умеренно опасные).

При этом пп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и ст. 9 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что деятельность по размещению опасных отходов подлежит лицензированию.

Тем не менее необходимо учитывать, что плата за негативное воздействие носит компенсационный характер за негативное воздействие, оказываемое на окружающую среду, в том числе лицами, осуществляющими размещение отходов без соответствующей лицензии.

Таким образом, законодательством Российской Федерации не установлено безусловной связи между возникновением объекта по плате и фактом наличия лицензии на размещение отходов.

Плата в соответствии с Порядком определения платы осуществляется за размещение отходов производства и потребления и взимается с юридического лица, осуществляющего данное размещение.

Таким образом, для целей определения плательщика является приоритетным вопрос определения лица, осуществляющего размещение отходов. В качестве данного лица может выступать собственник отходов или лицо, осуществляющее размещение по поручению собственника.

Вопросы, связанные с нарушениями организацией требований Федерального закона N 128-ФЗ, регулируются Кодексом РФ об административных правонарушениях и не относятся к компетенции налоговых органов.

Учитывая изложенное, налоговый орган сделал неверный вывод о неправомерности отнесения организацией на расходы в целях исчисления налога на прибыль суммы платежей, уплаченных за размещение отходов производства и потребления в пределах утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов (Письмо Минфина России от 04.09.2007 N 03-03-06/4/127). В данном Письме Минфина России одновременно сообщается, что указанные расходы должны соответствовать требованиям ст. 252 НК РФ.

О. А.Королева

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

25.02.2009