При проведении мероприятий налогового контроля налоговый орган установил, что налогоплательщик осуществляет деятельность по оптовой торговле алкогольными напитками через обособленное подразделение без постановки на учет в налоговом органе. Решением налогового органа налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб. за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе более 90 дней. Этим же решением налогоплательщику предложено представить документы, необходимые для постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения. Налогоплательщик считает данное решение незаконным, указывая на то, что налоговый орган не представил доказательств наличия у него дохода от ведения этой деятельности, а следовательно, и не обосновал размер взыскиваемого штрафа. Правомерно ли в данном случае привлечение к ответственности налогоплательщика?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Местом нахождения обособленного подразделения российской организации согласно ст. 11 НК РФ является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
Согласно Гражданскому кодексу РФ под представительством понимается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1 ст. 55 ГК РФ), а филиалом - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).
Несмотря на то, что ГК РФ выделено лишь два вида обособленных подразделений, это не ограничивает юридическое лицо в создании обособленных подразделений иных видов.
Таким образом, если организацией созданы обособленные подразделения, то она обязана встать на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения.
Пунктом 4 ст. 83 НК РФ определено, что при осуществлении организацией деятельности в РФ через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным НК РФ, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение. В иных случаях постановка на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ. В случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно.
Главой 16 НК РФ определены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
Согласно п. 1 ст. 116 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.
Пунктом 2 ст. 116 НК РФ предусмотрено, что нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.
Статьей 117 НК РФ определена ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе.
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб. (п. 1 ст. 117 НК РФ).
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 117 НК РФ).
В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной формах, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц" и "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Глава 25 НК РФ не предусматривает специального порядка определения и оценки экономической выгоды при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Вместе с этим в п. 1 ст. 248 НК РФ указано, что к доходам в целях гл. 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров, работ, услуг, имущественных прав.
Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской признается самостоятельная, направленная на систематическое получение прибыли деятельность, осуществляемая на свой риск. То есть получение прибыли является целью предпринимательской деятельности, но при ее осуществлении возможны негативные последствия, в том числе такие, как получение небольшого размера прибыли и неполучение прибыли вообще.
Минфин России в Письме от 26.11.2008 N 03-02-07/1-477 указал, что при привлечении организации к ответственности в соответствии со ст. 117 НК РФ и определении размера штрафа от доходов, полученных в период деятельности организации без постановки на учет в налоговом органе, следует учитывать доход, определяемый в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 248 НК РФ.
Относительно варианта применения минимального штрафа, установленного в ст. 117 НК РФ, финансовый орган не высказывался. В целях разрешения данного вопроса целесообразно обратиться к арбитражной практике.
Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 03.03.2008 N А42-4598/2007 пришел к выводу, что объективной стороной состава правонарушения, квалифицируемого по ст. 117 НК РФ, является ведение организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Исходя из этого п. 2 ст. 117 НК РФ предусмотрен минимальный размер штрафа - 40 000 руб., не зависящий от наличия и размера дохода в период деятельности без постановки на учет. Таким образом, п. 2 ст. 117 НК РФ предусматривает ответственность за ведение организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом органе более 90 дней независимо от наличия или отсутствия дохода от этой деятельности и причины непостановки на учет.
При этом ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 27.02.2007 N Ф08-32/2007-10А отметил, что для привлечения к налоговой ответственности необходимо наличие созданного организацией обособленного подразделения и осуществление деятельности, направленной на получение дохода данным обособленным подразделением (см. также Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.03.2006 N Ф04-976/2006(20287-А81-32)).
Таким образом, приходим к выводу о правомерности привлечения налогоплательщика к ответственности за ведение организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом органе более 90 дней независимо от наличия или отсутствия дохода от этой деятельности и причины непостановки на учет.
Ю. М.Лермонтов
Минфин России
25.02.2009