Организация отнесла к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, затраты на поздравление жителей муниципального образования с праздником, опубликованное в муниципальной газете. Текст поздравления содержал название самой организации и стихотворение. В ходе налоговой проверки налоговый орган отказал организации в уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль на указанные расходы, поскольку посчитал их экономически необоснованными. Правомерно ли решение налогового органа?

Ответ: В силу п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

При этом к расходам организации на рекламу в целях исчисления налога на прибыль относятся в том числе расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.

На основании п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Исходя из изложенного поздравление в газете, в котором содержится наименование организации, можно считать рекламой в целях исчисления налога на прибыль и уменьшить налоговую базу на стоимость таких услуг, поскольку объявление содержит название организации, адресовано неопределенному кругу лиц и соответствует другим критериям, установленным Законом "О рекламе".

К такому же выводу пришел ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 26.02.2008 N А29-2355/2007, указав, что новогоднее поздравление, опубликованное в местной газете, носит рекламный характер и организация правомерно отнесла к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, расходы, связанные с опубликованием данного поздравления.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации решение налогового органа неправомерно, поскольку поздравление с праздником носит рекламный характер в связи с указанием названия организации. Данное поздравление направлено на привлечение внимания к организации.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

25.02.2009