Организация представила декларацию по налогу на добавленную стоимость, согласно которой налог подлежит возмещению, и заявление о возврате налога на расчетный счет налогоплательщика. В связи с изменением места нахождения организации налогоплательщик был поставлен на учет в налоговом органе по новому месту нахождения, но в пределах г. Москвы. Какой налоговый орган должен вынести решение по результатам камеральной проверки (решение о возмещении налога из бюджета) и произвести возврат налога на расчетный счет?

Ответ: В случае изменения организацией места нахождения снятие с учета налогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц. Постановка на учет налогоплательщика по новому месту нахождения организации осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения налогоплательщика (п. 4 ст. 84 Налогового кодекса РФ).

Порядок снятия и постановки на налоговый учет при изменении места нахождения организации в пределах г. Москвы регулируется Приказом УФНС России по г. Москве от 29.02.2008 N 106 "Об организации работы структурных подразделений налоговых органов г. Москвы по передаче пакета документов российских организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, в налоговый орган по новому месту нахождения (месту жительства), а также при прекращении деятельности организации через обособленное подразделение" (далее - Приказ N 106).

Налоговый орган по прежнему месту нахождения организации обязан направить регистрационное и учетное дело налогоплательщика в налоговый орган по новому месту учета в течение 3 рабочих дней со дня снятия с учета, а также все документы, связанные с деятельностью налогоплательщика, в том числе информацию из базы данных расчетных документов за текущий год и за три предшествующих года, данные из карточек "расчеты с бюджетом" (далее - карточка "РСБ"), сведения остальных информационных ресурсов местного уровня не позднее 10 рабочих дней со дня снятия с учета (п. п. 2.4, 2.8 - 2.12 Приказа N 106).

Вместе с тем факт передачи документов, связанных с деятельностью налогоплательщика, не влияет на порядок проведения камеральной проверки, поскольку в силу п. 3 ст. 80, ст. 88 НК РФ указанная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в который представлена декларация. Решение по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки и решение о возмещении (отказе в возмещении) налога выносится налоговым органом, проводившим проверку в соответствии с требованиями ст. ст. 100 - 101, 176 НК РФ.

Решение по результатам проведения проверки, в том числе решение по обоснованности применения налоговых вычетов, подлежит передаче в налоговый орган по новому месту нахождения в пятидневный срок после завершения налоговой проверки (п. 3.3 Приказа N 106).

Согласно п. 7 ст. 176 НК РФ решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом единовременно с вынесением решения о возмещении суммы налога. Однако такое решение может быть вынесено налоговым органом только при отсутствии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам. Таким образом, налоговый орган по прежнему месту нахождения на дату вынесения решения о возмещении НДС должен располагать информацией о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом. При отсутствии карточек "РСБ" налогоплательщика налоговый орган по прежнему месту нахождения не сможет оценить правомерность требования налогоплательщика о возврате НДС, в связи с чем на практике возможны ситуации, когда в нарушение требований п. 7 ст. 176 НК РФ налоговый орган по прежнему месту нахождения отказывает в возврате налога. Необходимо отметить, что такой отказ налогового органа неправомерен и нарушает права налогоплательщика. Аналогичный вывод содержится в Определении ВАС РФ от 04.12.2007 N 13181/07 по делу N А27-14492/2006-6.

На основании п. 2 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога будет производиться налоговым органом по месту учета налогоплательщика. В рассматриваемой ситуации это будет налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика, который обязан возвратить налог, оформив и направив поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога в территориальный орган Федерального казначейства.

Поскольку на дату вынесения решения о возмещении налога карточка "РСБ" будет передана налоговому органу по новому месту нахождения организации, обязанность отразить возврат налога в карточке также возложена на этот налоговый орган разд. VIII Приказа ФНС России от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@ "Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом".

В соответствии с п. 3 ст. 9 и п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Тот факт, что налогоплательщик был поставлен на учет в налоговый орган по новому месту нахождения до вынесения решения о возмещении налога из бюджета налоговым органом по прежнему месту нахождения, не может служить основанием для отказа в возврате налога по новому месту нахождения и нарушения права налогоплательщика на возврат налога.

Такая позиция подтверждается сложившейся арбитражной практикой (Постановления Президиума ВАС РФ от 30.05.2006 N 1334/06, ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2007 N А56-32725/2005).

Е. А.Афонина

ЗАО "ТЛС-ГРУП"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

25.02.2009