Организация приняла на работу с 01.09.2008 гражданку, которая до указанной даты работала в 2008 г. в другой организации. Работница написала заявление о предоставлении стандартного налогового вычета по НДФЛ на себя и ребенка, указав, что по прежнему месту работу такой стандартный вычет не предоставлялся. При этом справку по форме N 2-НДФЛ работница представить не может, так как в прежней организации изменилось руководство и такую справку оно представлять отказывается. Правомерно ли предоставить работнице стандартный налоговый вычет по НДФЛ в данной ситуации?

Ответ: Если работник принят на работу не с начала календарного года, новый работодатель предоставляет стандартные налоговые вычеты с учетом дохода, полученного работником по прежнему месту работы в данном календарном году (п. 3 ст. 218 Налогового кодекса РФ). Сумма полученного дохода подтверждается справкой о полученных налогоплательщиком доходах по форме N 2-НДФЛ, выданной налоговым агентом в соответствии с п. 3 ст. 230 НК РФ.

Поэтому, если работник устроился на новую работу и написал новому работодателю заявление на предоставление стандартных налоговых вычетов, он вместе с этим заявлением должен представить справку по форме N 2-НДФЛ, в которой будет указана сумма дохода, полученного по прежнему месту работы в этом году.

Никакой другой документ (в том числе письменное заявление физического лица о том, что у предыдущего работодателя стандартные вычеты ему не предоставлялись) справку по форме N 2-НДФЛ заменить не может.

Из п. 3 ст. 218 НК РФ можно сделать вывод о том, что, если работник по каким-либо причинам не может представить новому работодателю справку по форме N 2-НДФЛ с прежнего места работы, новый работодатель не вправе предоставлять такому работнику стандартные налоговые вычеты.

Таким образом, в данном случае, по нашему мнению, организация не имеет права предоставить работнице стандартные вычеты. В противном случае она может быть привлечена к налоговой ответственности на основании ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) суммы налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.

Данная позиция подтверждается также арбитражной практикой (в том числе Постановлением ФАС Поволжского округа от 09.10.2008 по делу N А12-55/08).

Е. В.Карсетская

Издательско-консалтинговая группа

"АйСи Групп"

24.02.2009