"дорожная карта" бизнеса в правовом пространстве
Н.В. КИЧИГИН, С.Б. НАНБА, Е.Е. РАФАЛЮК
Кичигин Николай Валерьевич, ведущий научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук.
Нанба Сариа Беслановна, старший научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук.
Рафалюк Елена Евгеньевна, старший научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук.
Исследуется статус бизнеса в рамках межгосударственных объединений. Рассматриваются проблема определения экономической эффективности действия правовых норм с учетом современных аналитических инструментов, положительные и отрицательные эффекты от вступления России в межгосударственные объединения. Проанализированы "сценарии" развития бизнеса в связи с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО). В рамках "дорожной карты" для бизнеса исследуются вопросы соблюдения предпринимателями экологических правил и норм в условиях присоединения к ВТО.
Ключевые слова: оценка регулирующего воздействия, бизнес, межгосударственные объединения, "дорожная карта", таможенные тарифы, экспорт, модернизация, унификация, экологические требования, технический регламент.
"Road map" of business in the legal space
N.V. Kichigin, S.B. Nanba, E.E. Rafalyuk
In presented article the status of business within the limits of interstate associations in a complex is investigated. The problem of definition of economic efficiency of action of rules of law taking into account modern analytical tools is considered. In article are consistently considered positive and negative effects from the introduction of Russia into interstate associations. "Scenarios" of development of business in connection with joining of the Russian Federation to the World Trade Organization (WTO) are analysed. Within the limits of "road map" for business questions observance by businessmen of ecological rules and norms in the conditions of joining to the WTO are investigated.
Key words: regulatory impact analysis, business, public international organizations, "road map", customs tariff, export, modernization, unification, environmental requirements, professional standard of care.
В настоящее время "дорожные карты" (road map) активно внедряются в сферу экономики и бизнеса <1>. Особенно актуален вопрос о "дорожной карте" для бизнеса, т.е. о дальнейшем его развитии в связи с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО) в 2011 г. <2>. По данным опроса, проведенного издательским домом "Коммерсантъ", лишь 6% компаний разработали стратегию адаптации к ВТО. При этом 48% опрошенных предположили, что, возможно, примут отдельные меры, а 34% заявили о том, что никакую стратегию разрабатывать не собираются <3>. В особую группу риска входит малый и средний бизнес, которому сложнее, чем крупным компаниям, выстроить стратегию успешного развития в условиях ВТО.
<1> Президент РФ Д.А. Медведев и Председатель Правительства РФ В.В. Путин одновременно заявили о необходимости разработки "дорожных карт" по ряду вопросов, реализовывать которые придется уже после смены Правительства РФ в мае 2012 г. В частности, Президент РФ предложил составить "дорожные карты" приватизации, дерегулирования с исполнительными сроками. "Дорожные карты" поручено написать по оптимизации бизнес-процессов важнейших госуслуг и по большой приватизации. Список и тематику "дорожных карт" Владимира Путина только предстоит определить. Подробнее об этом см.: Поручай или опоздаешь // Коммерсантъ. 2012. 23 марта.
<2> См.: распоряжение Правительства РФ от 13 декабря 2011 г. N 2231-р "О подписании Протокола о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации".
<3> См.: ВТО бизнесу не указ // URL: http://wtotorg.com/?p=375.
Процесс приведения законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, в соответствие с нормами и правилами ВТО был начат задолго до присоединения России к данной Организации и шел на протяжении всех стадий переговоров <4>. С 2000 г. при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации работал Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию ВЭД), одним из направлений деятельности которого стало выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере. Распоряжением Правительства РФ от 8 августа 2001 г. N 1054-р (в ред. от 21 июня 2006 г. N 832-р) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, и в результате были приняты и вступили в силу ряд законов, касающихся в том числе сферы бизнеса <5>.
<4> Процесс присоединения России к ВТО начался еще в 1990 г., когда СССР получил статус наблюдателя в основных органах ГАТТ. В 1992 г. статус был переоформлен на Россию. В 1993 г. Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ, предшественнику ВТО. В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. ВТО в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО.
<5> См., например: Федеральные законы от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а также часть четвертую ГК РФ и др.
Особое значение для регулирования предпринимательской деятельности с участием иностранного элемента имеет Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". В целях максимального сближения с соответствующими соглашениями ВТО в Закон включены главы и статьи, которых не было в ранее действовавшем Федеральном законе от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
Закон 2003 г. регулирует не только внешнюю торговлю товарами, но также внешнюю торговлю услугами и объектами интеллектуальной собственности. В связи с этим в него включено положение о недопущении иных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, кроме таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности и предусмотренных Законом мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности (ст. 12).
В главе 5, посвященной государственному регулированию внешней торговли товарами, указано, что таможенно-тарифное регулирование заключается в установлении ввозных и вывозных таможенных пошлин, целью которых, в частности, является защита внутреннего рынка страны и стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике. Нетарифное регулирование внешней торговли товарами в соответствии со ст. 21 - 24, 26 и 27 названного Закона заключается в установлении Правительством РФ количественных ограничений, квотирования и лицензирования импорта и (или) экспорта, в применении исключительного права на импорт и (или) экспорт отдельных товаров, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
При этом количественные ограничения носят временный и недискриминационный характер, и случаи их применения соответствуют Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ-1994). В Законе закреплены и другие положения, соответствующие требованиям ВТО. Например, платежи, взимаемые в связи с импортом или экспортом товаров и не являющиеся таможенными пошлинами и иными налогами, не должны превышать приблизительную стоимость оказанных услуг и представлять собой защиту товаров российского происхождения или обложение в фискальных целях (ст. 30). Включена также статья, санкционирующая введение мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов (ст. 32); она полностью соответствует положениям ГАТТ-1994 об общих и специальных исключениях из безусловного применения правил данного соглашения ВТО.
Таким образом, статьи рассматриваемого Закона в целом гармонизированы с нормами и принципами ВТО. Однако ряд важных положений так и не нашел отражения в Законе. Ничего не говорится о развитии системы саморегулируемых организаций в области внешней торговли товарами, услугами и правами на интеллектуальную собственность. Не учитывается роль торгово-промышленных палат в формировании внешнеторговой политики страны, как это имеет место в деятельности, например, Федеральной экономической палаты Австрии, Объединения промышленно-торговых палат Германии или Комитета содействия развитию международной торговли Китая. Не отражены такие функции торгово-промышленных палат, как функция обучения предпринимателей - участников внешнеторговой деятельности и консультативно-информационная функция.
Кроме того, Закон 2003 г. отражает патерналистскую модель взаимодействия государства и предпринимателей: государство предписывает правила, предприниматели их исполняют. Концепция постоянного и продуктивного взаимодействия государства и предпринимателей в Законе отсутствует <6>. Представляется, что развитие двух направлений - сотрудничество государства и бизнеса в условиях присоединения к ВТО и усиление роли саморегулируемых организаций в сфере бизнеса - могло бы стать опорой для плавного вхождения малого и среднего бизнеса в мировое торговое пространство.
<6> Новый Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (аналитическая записка). Департамент ТПП РФ по законодательству. 2004. URL: http://www.businesspravo.ru/Analyst/AnlShow_AnlID_79.php.
С какими новыми явлениями столкнутся российские предприниматели, действуя в пространстве ВТО? Во-первых, им станет проще экспортировать отечественную продукцию за рубеж, что обеспечивается так называемым связыванием обязательств. В частности, в области торговли это выражается в том, что широта доступа на рынок, достигнутая в результате снижения тарифов, не будет нарушена внезапным их ростом или введением других ограничений. В торговле услугами обязательства не должны выходить за пределы условий и ограничений, которые зафиксированы в национальном перечне обязательств. Кроме того, система ВТО обеспечивает стабильность доступа к экспортным рынкам, обязывая страны применять на границе набор единых правил, содержащихся в различных соглашениях (в частности, правил оценки таможенной стоимости, инспектирования товаров на предмет определения их соответствия обязательным требованиям и стандартам или выданным импортным лицензиям и т.п.).
Во-вторых, российские предприниматели получат возможность закупать сырье для производства товаров по сниженным ценам. Это вызвано тем, что Россия приняла обязательства по снижению ставок импортных пошлин в сравнении с действующим тарифом. В целом снижение средневзвешенной ставки от текущего уровня до конечного уровня, согласованного в переговорах по присоединению к ВТО, составит порядка трех процентных пунктов. Аналогичное снижение наблюдается в части промышленных товаров. Что касается сельскохозяйственных товаров и продовольствия, снижение составит порядка 4,4 процентных пункта. Кроме того, Россия приняла обязательства и по снижению импортных пошлин в отношении отдельных групп товаров <7>.
<7> Так, снизятся ставки пошлин на иностранные лекарства с 15 - 5% до 6,5 - 5% в течение переходного периода, и одновременно опережающими темпами будут снижаться пошлины на медицинское оборудование и лекарственные субстанции (до 2 - 3%). Для рынка химической продукции вступление в ВТО в подавляющем большинстве случаев не будет иметь значимых последствий. В целом ставка пошлины снизится с 10 до 6,5 - 5%. В тех же случаях, когда снижение будет более существенным (косметические средства, мыла и моющие средства, линолеум, некоторые готовые изделия из пластмасс), оно будет происходить в течение 5 - 6-летнего переходного периода. Будут заметно снижены или отменены ставки на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование. В течение трех лет после присоединения к ВТО будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. Пошлины на бытовую электротехнику и электронику, снизившись с 15%, останутся на уровне 7 - 9%. В отношении транспортных средств уровень тарифов на момент присоединения к ВТО должен вернуться к "докризисному" состоянию российского тарифа периода до 2009 г. На новые легковые автомобили произойдет снижение пошлины с 25 до 15% в течение 7 лет, причем снижение будет происходить в основном в течение последних 3 лет, что, с одной стороны, обеспечит интересы российских покупателей и потребителей, с другой - позволит в полном объеме реализовать крупные инвестиционные проекты с участием иностранного капитала по производству автомобилей в России. При этом пошлины на старые автомобили (бывшие в употреблении от 3 до 7 лет) сохранятся на уровне 20% после снижения с 25% в течение переходного периода. На готовые продукты из рыбы пошлины снизятся незначительно - с 15 до 12,5% за 1 - 3 года. Что касается рыбного сырья, то на многие его виды пошлины снизятся с нынешних 10% до 6 - 8%, в отдельных случаях до 3 - 5%. Пошлины на молоко, сливки (сухие и сгущенные), сливочное масло снизятся с 25 до 20%, возвращая, таким образом, размер ставок к уровню, действовавшему до 1 января 2010 г. К моменту присоединения действующий тариф в отношении позиций чая и кофе в основном снижаться не будет. Россия снизит пошлины на некоторые корма для животноводства и домашних животных, на овощи, фрукты и орехи, не произрастающие в России. Облегчится импорт сырья, недостающего для пищевой промышленности (например, высококачественной молочной сыворотки). С момента присоединения к ВТО Россия продолжит применение режима тарифного квотирования при импорте говядины, свинины и мяса птицы. Срок окончания режима тарифного квотирования для этих видов мяса не определен. Срок окончания действия режима тарифных квот на свинину - 31 декабря 2019 г. Условия доступа на рынок говядины останутся на существующем уровне, по мясу птицы и свинине - ужесточатся (см.: Обязательства Российской Федерации перед ВТО // URL: www.economy.gov.ru).
Снижение пошлин на импортные товары имеет и оборотную сторону медали. Поток импортной продукции, представленной на российском рынке, создаст серьезную угрозу для конкурентоспособности отечественного производителя. Следовательно, необходимо обращение не только к правовым, но и к экономическим средствам оптимизации процесса присоединения России к ВТО. Необходимо сосредоточить внимание на поиске механизмов повышения конкурентоспособности бизнеса, потому что только это поможет российским компаниям занять достойное место в условиях ВТО <8>. Здесь важная роль отводится модернизации бизнеса и развитию инноваций.
<8> Из выступления Н. Ларионовой, директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России, на Международной конференции "Модернизация и инновации как стратегия успешной интеграции малого и среднего бизнеса России в мировое экономическое пространство в условиях ВТО" (15 февраля 2012 г., г. Москва) (см.: ВТО бизнесу не указ // URL: http://wtotorg.com/?p=375).
Еще одно преимущество, которое получит российский бизнес после присоединения нашей страны к ВТО, - это доступ к системе разрешения споров в рамках ВТО. Данный механизм действует в случае, когда одна из стран считает, что другая не соблюдает установленные правила, и достичь удовлетворительного разрешения конфликта через двухсторонние консультации не удается. Участниками процедуры разрешения споров в ВТО являются государства. Какое же место в споре занимают предприниматели и частные компании?
Спорные ситуации, рассматриваемые ВТО, как правило, основываются на информации, предоставляемой производителями или их ассоциациями своим правительствам по проблемам, с которыми они сталкиваются при маркетинге товаров на внешних рынках. Таким образом, знание юридической системы ВТО деловым сообществом помогает правительствам наиболее полно использовать механизм ВТО для наблюдения за выполнением соглашений ВТО и урегулирования разногласий. Правительства могут предпринять необходимые меры для их разрешения в соответствующих комитетах ВТО только в случаях, если предприятия-экспортеры поставят их в известность о возникших проблемах в результате нарушения соглашений. Более того, правительства могут возбудить процедуру по разрешению споров в ВТО только в том случае, если "пострадавшая" отрасль индустрии подаст соответствующую жалобу и представит всю требуемую информацию.
Ответственность производителей и экспортеров не должна ограничиваться обращением в свои правительственные организации с практическими проблемами. Они сами либо их национальные ассоциации должны постоянно интересоваться и тщательно следить за деятельностью ВТО. Важно отметить, что переговоры не прекращаются и после выработки решений, они продолжаются уже на стадии исполнения конкретного соглашения ВТО, в особенности в ходе периодических проверок, проводимых с целью контроля за его исполнением и выявлением необходимости внесения изменений <9>.
<9> См.: Комитет РСПП по торговой политике и ВТО // URL: http://www.rgwto.com/wto.asp?id=3674.
В феврале 2012 г. в Москве прошла международная конференция "Модернизация и инновации как стратегия успешной интеграции малого и среднего бизнеса России в мировое экономическое пространство в условиях ВТО". Рекомендации, принятые участниками конференции, касаются федеральных и региональных органов исполнительной власти, организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, территориальных торгово-промышленных палат, предпринимательских объединений.
В частности, для предприятий малого и среднего бизнеса рекомендуется активно использовать все возможности, предоставляемые государственной программой поддержки малого и среднего предпринимательства, включая различные субсидии; заниматься вопросами защиты интеллектуальной собственности, внедрения программ ресурсо- и энергосбережения в 2012 г.; принимать более активное участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, деловых миссиях и других мероприятиях по продвижению товаров в России и за рубежом, с использованием всех возможностей государственной программы поддержки; повышать свою компетентность по вопросам ВТО с целью понимания всех выгод и преимуществ, которые дает России членство в этой организации с целью максимального их использования для развития собственной конкурентоспособности <10>.
<10> URL: http:// www.siora.ru/ doc/ conf_15.02.2012/ 120213_Recomendations_2_.pdf.
Развитие малого и среднего бизнеса в условиях членства России в ВТО должно происходить на основе продуманных и последовательных решений. Акцент следует сделать на системные меры поддержки, осуществляемые в том числе в рамках федеральных целевых программ. Важно учитывать и зарубежный опыт, согласно которому основным направлением поддержки малого и среднего бизнеса является предоставление консалтинговых и маркетинговых услуг. Как уже ранее отмечалось, здесь могли бы помочь торгово-промышленные палаты посредством оказания информационно-аналитических, просветительских услуг российским предпринимателям, организации деловой информационной сети и торговых миссий. Определенную роль в продвижении малого и среднего бизнеса в пространство ВТО могут сыграть российские банки путем открытия кредитных линий для небольших компаний, работающих на экспорт <11>.
<11> См.: ВТО бизнесу не указ // URL: http://wtotorg.com/?p=375.
Сегодня иностранные партнеры проявляют большой интерес к сотрудничеству с российскими предпринимателями в условиях ВТО, и российскому бизнесу придется принять этот вызов. Поэтому присоединение к ВТО стоит рассматривать не как угрозу, а как новые возможности для развития российского бизнеса и его интеграции в мировую торговую систему.
"Дорожную карту" для бизнеса нельзя прогнозировать и реализовывать только с опорой на капитал и материальные ресурсы. Важным является вопрос о соблюдении предпринимателями обязательных требований, в том числе экологических правил и норм в условиях присоединения к ВТО.
Проблема применения природоохранных требований заключается в их фрагментированности, поскольку в Российской Федерации отсутствует единый перечень документов, содержащих экологические требования. Об этом свидетельствует тот факт, что государство отказалось от разработки самостоятельного технического регламента по экологической безопасности.
На повестке дня стоит задача унификации экологических требований не только внутри страны, но и в соответствии с требованиями межгосударственных объединений и международных организаций, таких, как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ВТО, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Таможенный союз (ТС). Собственные экологические требования могут быть выработаны в рамках недавно созданного Евразийского союза. Поэтому бизнесу важно понимать те обременения, которые накладывает на него участие Российской Федерации в указанных межгосударственных объединениях и международных организациях, а также предоставляемые возможности, преимущества и ограничения. В данном контексте можно отдельно выделить как универсальные экологические требования, вырабатываемые в рамках ОЭСР, так и узкоспециализированные, предъявляемые в рамках ВТО, ТС и ЕврАзЭС.
Наиболее детально экологические требования разработаны в рамках деятельности ОЭСР, в структуре которой функционируют специальный департамент по окружающей среде <12> и Комитет по экологической политике <13>.
<12> URL: http:// www.oecd.org/ department/ 0,3355,en_2649_33713_1_1_1_1_1,00.php.
<13> URL: http:// www.oecd.org/ document/ 6/ 0,3746,en_2649_37465_49668230_1_1_1_37465,00.php.
В настоящее время Российская Федерация, проходя процедуру вступления в ОЭСР, получила отдельную "дорожную карту", взяв на себя обязательство привести российское законодательство в соответствие со стандартами и требованиями ОЭСР. "Дорожная карта" нацелена на реализацию решений Совета ОЭСР и определяет процедуру, позволяющую государствам-членам оценить готовность и возможность России выполнять обязательства, возлагаемые в связи с членством в Организации. "Дорожная карта" в конечном счете призвана облегчить к моменту завершения переговорного процесса принятие Советом решения об условиях присоединения России к Конвенции об учреждении ОЭСР <14>.
<14> URL: http://business-gazeta.ru/text/41877/.
В ОЭСР применяются два вида актов, содержащих экологические требования и стандарты: решения Совета ОЭСР, имеющие обязательный характер, и рекомендации Совета ОЭСР, которые могут применяться государствами - членами ОЭСР добровольно. Однако на практике рекомендации Совета ОЭСР применяются "добровольно-принудительно" как документы, на основании которых обеспечивается реализация заявленной экологической политики международной организации. Данные положения касаются и экологических аспектов <15>.
<15> К таким важнейшим рекомендациям следует отнести Рекомендацию Совета, касающуюся применения принципа "Платит тот, кто загрязняет" в отношении случайного загрязнения окружающей среды (C(89)88), Рекомендацию Совета по использованию экономических инструментов в политике в области охраны окружающей среды (C(90)177), Рекомендацию Совета об интегрированной системе предотвращения и контроля за загрязнением (C(90)164).
В рамках ВТО экологические требования рассматриваются в качестве возможного дискриминационного средства, ухудшающего положение зарубежного производителя по сравнению с национальным. Принцип наиболее благоприятствующей нации (или режим наибольшего благоприятствования в торговле - принцип недискриминации) признается одним из четырех принципов, на которых основано действие всех международных соглашений, заключенных в рамках ГАТТ и входящих в международную торговую систему ВТО.
Этот принцип составляет наиболее важное положение ГАТТ/ВТО, в соответствии с которым тарифы и другие меры регулирования должны применяться к импортируемым и экспортируемым товарам без дискриминации по странам. Таким образом, принцип недискриминации, заложенный в нормах ГАТТ/ВТО о торговом режиме, не дает возможности какой-либо стране устанавливать таможенные пошлины на импорт из одной страны выше тех, которые она применяет к импортируемым товарам из других стран. Именно этот принцип позволяет применить нормы ГАТТ/ВТО и к инвестициям <16>.
<16> См.: Доронина Н.Г. Правовые проблемы вступления России в ВТО // Журнал российского права. 2006. N 11.
В юридической литературе отмечается, что соглашениями ВТО признается важность защиты окружающей среды и здоровья. ГАТТ и дополнительные соглашения ВТО вводят различные ограничения и запреты в области торговых отношений в связи с признанием приоритетности жизни и здоровья человека, животных или растений, сохранения имеющихся природных ресурсов и защиты окружающей среды. Большую роль в экологическом регулировании торговых отношений играет установление ВТО санитарных и фитосанитарных норм, а именно Соглашение о применении санитарных и фитосанитарных мер <17>.
<17> См.: Вайерс Й. Торговля и экология в ЕС и ВТО. Правовой анализ // Экологическое право. 2006. N 1.
Интегральной частью Соглашения о ВТО является Соглашение по техническим барьерам. Одной из его целей является то, что технические правила и процедуры оценки соответствия не должны стать препятствиями международной торговле. Положения этого Соглашения предъявляют определенные правила к экомаркировке. Все нормы экомаркировки подразделяются на два вида, причисляя их либо к стандартам (имеют рекомендательный характер), либо к техническим регламентам (носят обязательный характер). Правила, содержащиеся в этом Соглашении, важны для России при ее вступлении в ВТО, поскольку в соответствии с ними она должна будет организовать институциональную систему (на правительственном и неправительственном уровнях) для добровольной и обязательной экосертификации и маркировки качества продукции по экологическим требованиям. В соответствии с ними нужно будет адаптировать и уже функционирующие сегменты системы экосертификации и экомаркировки <18>.
<18> См.: Кузин А.И. Соглашение ВТО о технических барьерах в торговле // Таможенное дело. 2007. N 2.
В рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза экологические требования устанавливаются в основном к продукции, товарам и услугам посредством принятия технических регламентов. В соответствии со ст. 5 Соглашения правительств государств - членов ЕврАзЭС от 25 января 2008 г. "О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер" и ст. 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 24 марта 2005 г. "Об основах гармонизации технических регламентов государств - членов Евразийского экономического сообщества" технические регламенты ЕврАзЭС принимаются в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Технические регламенты ЕврАзЭС являются обязательными для государств-членов и подлежат введению на территории государств сторон в порядке, предусмотренном их законодательством. Хотя собственно экологические технические регламенты на уровне ЕврАзЭС пока не приняты, во многих регламентах содержатся природоохранные требования <19>.
<19> К ним можно отнести решения Комиссии ТС от 18 октября 2011 г. N 827 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог", от 16 августа 2011 г. N 769 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки".
Пока нет однозначного ответа на вопрос, как будут соотноситься процедуры и требования, в том числе экологические, ВТО, ОЭСР, ЕврАзЭС, ТС, а впоследствии и Евразийского союза между собой. В связи с этим Н.Г. Доронина отмечает, что принцип недискриминации в рамках ВТО применяется с учетом ряда исключений. Одним из них является торговля между членами региональных торговых соглашений (например, Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана), в которых применяются преференциальные ставки либо освобождение от пошлин <20>.
<20> См.: Доронина Н.Г. Указ. соч.
Нельзя не учитывать положения Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 г., заключенного Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Согласно этому Договору нормы ВТО, касающиеся сферы регулирования Таможенного союза, становятся частью правовой системы ТС. Стороны принимают меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствие с соглашениями ВТО. При этом устанавливается приоритет обязательств стороны в рамках ВТО перед ее обязательствами в рамках Таможенного союза <21>.
<21> См.: ст. 2 Договора от 19 мая 2011 г. "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы".
Происходящие на постсоветском пространстве интеграционные процессы влекут как экономические преимущества для Российской Федерации и других стран СНГ, так и определенные издержки, а также таят в себе различные неопределенности и риски для экономических субъектов и для государства <22>. Анализ последствий участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях и международных организациях экономического сотрудничества должен помочь в полной мере использовать преимущества и минимизировать издержки.
<22> Например, по убеждению президента российской Торгово-промышленной палаты С. Катырина, пришло время "конкуренции юрисдикций", борьбы за предпринимателя. Бизнес пойдет работать туда, где созданы более благоприятные условия. И здесь государственным органам России есть над чем задуматься: по рейтингу Всемирного банка, Казахстан по степени благоприятности условий для ведения бизнеса в 2012 г. занимает 47-е место среди 183 стран мира, Беларусь - 69-е место, а Россия находится только на 120-м месте. К июлю этого года Россия станет полноправным членом ВТО. Теперь бизнесу надо думать о своей стратегии и тактике не только в условиях Единого экономического пространства, но и в реалиях ВТО (подробнее об этом см.: Стратегия евразийского богатства // Союзное вече. 2012. 15 - 21 марта).
Создание новых межгосударственных объединений экономической интеграции требует принятия качественных и согласованных между собой правовых актов. В условиях интеграционных процессов особую важность приобретает проблема определения экономической эффективности действия правовых норм. К числу аналитических инструментов, позволяющих решить эту проблему, можно отнести оценку регулирующего воздействия (ОРВ), именуемую в зарубежной практике анализом регуляторного воздействия (влияния) <23>.
<23> Названная деятельность в различных странах обозначается аббревиатурой ОРВ или АРВ (от англ. Impact Assessment, Regulatory Impact Assessment, Regulatory Impact Analysis; нем. Gesetzesfolgenabschatzung, GFA; фр. l'evaluation des politiques publiques et aux etudes d'impact). Впервые элементы оценки регулирующего воздействия стали разрабатываться в ряде западных стран в конце 60-х гг. XX в. На сегодняшний день эта система применяется не только в развитых, но и в развивающихся государствах (например, в Болгарии, Хорватии, Сербии, Румынии, Эстонии и др.). Система оценки регулирующего воздействия внедряется также и на постсоветском пространстве - в Украине, Молдавии, Киргизии.
Внедрение ОРВ в Российской Федерации обусловлено вхождением нашей страны в международные организации и соответствует основным направлениям международной интеграции. Использование механизмов ОРВ является одним из критериев, по которым ОЭСР, активно распространяющая данную процедуру, оценивает качество государственного управления <24>. На сегодняшний день ОРВ проводится во всех странах, входящих в ОЭСР. Кроме того, ОРВ внедрена и в государствах, не являющихся ее членами, например в Российской Федерации.
<24> См.: Доклад Минэкономразвития России "О практике внедрения и дальнейшем развитии института оценки регулирующего воздействия в нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти". М., 2011. С. 6.
Создание новой формы торгово-экономической интеграции в виде Таможенного союза обусловливает необходимость расширения пределов ОРВ посредством анализа межгосударственных актов. Процедура ОРВ сложилась в Республике Казахстан и Российской Федерации, однако нормативное правовое регулирование данной деятельности различное. В Казахстане применятся широкий подход, согласно которому осуществляется оценивание социально-экономических последствий принятия законопроектов. В Российской Федерации оценивание проектов нормативных правовых актов и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти касается лишь отдельных областей.
В Российской Федерации сложилась определенная практика по оцениванию проектов межгосударственных актов. Так, проекты технических регламентов ТС, устанавливающие требования к продукции или к связанным с требованиями процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также оценки соответствия, подготовленные в рамках формирования Таможенного союза, должны быть представлены в Минэкономразвития России для проведения ОРВ <25>.
<25> Минэкономразвития России рассмотрело проект технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" и высказало ряд замечаний, которые целесообразно принять разработчику акта // URL: http:// www.economy.gov.ru/ minec/ about/ structure/ depregulatinginfluence/ doc20120229_04.
Вместе с тем имеющаяся практика по ОРВ проектов актов ТС свидетельствует о необходимости совершенствования и унификации данной процедуры. ОРВ международных актов должна осуществляться на основе унифицированной методологической базы, в которой будут отражены единые показатели ее проведения. В дальнейшем целесообразно создание единой методики проведения ОРВ, которая могла бы как представлять собой самостоятельный акт межгосударственного объединения, так и являться частью внутренней методики каждого государства.
При проведении ОРВ межгосударственных актов следует исходить из того, что анализ положений актов, вводящих избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательской и иной деятельности, а также способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней, должен проводиться в отношении не только Российской Федерации, но и других участников межгосударственных объединений.
Немаловажным аспектом унификации процедуры ОРВ является необходимость ее проведения на стадии разработки проекта межгосударственного акта. Это позволит избежать положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению. Использование процедуры ОРВ на более поздних стадиях может привести к отрицательным экономическим последствиям, не соответствующим целям правового акта <26>.
<26> В качестве примера можно назвать заключение об оценке регулирующего воздействия на окончательную редакцию проекта технического регламента Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции", в котором выявлены соответствующие административные барьеры // URL: http:// www.economy.gov.ru/ minec/ about/ structure/ depregulatinginfluence/ doc20111221_08.
Библиографический список
Вайерс Й. Торговля и экология в ЕС и ВТО. Правовой анализ // Экологическое право. 2006. N 1.
ВТО бизнесу не указ // URL: http://wtotorg.com/?p=375.
Доклад Минэкономразвития России "О практике внедрения и дальнейшем развитии института оценки регулирующего воздействия в нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти". М., 2011.
Доронина Н.Г. Правовые проблемы вступления России в ВТО // Журнал российского права. 2006. N 11.
Кузин А.И. Соглашение ВТО о технических барьерах в торговле // Таможенное дело. 2007. N 2.
Поручай или опоздаешь // Коммерсантъ. 2012. 23 марта.
Стратегия евразийского богатства // Союзное вече. 2012. 15 - 21 марта.