Дисконтные карты, которые предоставляют скидки на товары и услуги, выпускаются для привлечения новых покупателей и клиентов, а также для поощрения постоянных клиентов. Они представляют собой пластиковые карты, которые изготавливаются заинтересованными в продвижении своих товаров лицами (налогоплательщиками) и выдаются покупателям на безвозмездной либо на платной основе. Необходимо ли начислять НДС при операции по выдаче покупателям бесплатных дисконтных карт, дающих право на скидку?

Ответ: Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Передача дисконтных карт, как правило, осуществляется в рекламных целях и является элементом маркетинговой политики организаций.

По мнению Минфина России, безвозмездная передача товаров в рекламных целях подлежит обложению НДС (Письма Минфина России от 31.03.2004 N 04-03-11/52, от 30.09.2003 N 04-03-11/78). Однако данные Письма следует применять с учетом пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Таким образом, операции по выдаче бесплатных дисконтных карт, дающих право на скидку, покупателям будут облагаться НДС. Однако если в положении о дисконтных картах (маркетинговой политике) и на самих картах указано, что дисконтная карта является собственностью торговой организации, то передача их покупателям не будет считаться реализацией. Так как объектом налогообложения по НДС является реализация, то есть переход права собственности (ст. ст. 146 и 39 НК РФ), в таком случае право собственности на карту остается у ее эмитента и НДС данные операции облагаться не должны.

В то же время, если передача дисконтных карт производилась в рамках рекламной акции и расходы на приобретение (создание) карты не превышают 100 руб., то согласно пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ данные операции также не будут облагаться НДС.

Если же операция по передаче дисконтной карты не соответствует требованиям пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, то необходимо начислять НДС по такой операции.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

20.02.2009