Налогоплательщик поставлен на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений. Налоговый орган принял решение о проведении выездной налоговой проверки указанных обособленных подразделений. Налогоплательщик с данным решением не согласен. Он указывает на то, что у налогового органа нет оснований для проведения выездной проверки обособленных подразделений налогоплательщика, не являющихся филиалами или представительствами. Правомерны ли выводы налогоплательщика?

Ответ: Право налоговых органов проводить налоговые проверки предусмотрено пп. 2 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ.

На основании п. 7 ст. 89 НК РФ независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.

В соответствии со ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Статьей 11 НК РФ предусмотрено понятие обособленного подразделения организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Понятия "филиал" и "представительство" отсутствуют в НК РФ. В этом случае в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Таким образом, в целях применения ст. 89 НК РФ необходимо руководствоваться понятиями филиала и представительства, которые заложены в ст. 55 Гражданского кодекса РФ.

Так, в силу п. 1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

В силу п. 2 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Минфин России в Письме от 31.07.2008 N 03-02-07/1-327 указывает, что НК РФ не предусмотрено право территориальных налоговых органов проводить самостоятельную выездную налоговую проверку обособленных подразделений организации, не являющихся филиалами и представительствами.

Также в Письме от 16.11.2006 N 03-02-07/1-324 Минфин России отметил, что, поскольку НК РФ не предусматривает специального определения филиалов и представительств организации, для целей регулирования налоговых правоотношений филиалы и представительства признаются таковыми в соответствии со ст. 55 ГК РФ. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. НК РФ не предоставлено налоговым органам право проводить самостоятельные выездные налоговые проверки обособленных подразделений организации, которые не являются филиалами или представительствами этой организации.

Позиция налоговых органов также согласуется с позицией Минфина России. Так, в Письме МНС России от 24.02.2004 N 09-3-02/755 указано, что в соответствии со ст. 89 НК РФ налоговые органы вправе проводить выездные налоговые проверки филиалов и представительств налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Проведение выездной налоговой проверки структурных подразделений налогоплательщика, не являющихся филиалами и представительствами, независимо от проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика, НК РФ не предусмотрено.

В то же время арбитражные суды не поддерживают изложенные выводы и занимают диаметрально противоположную позицию, указывая, что налоговый орган вправе провести самостоятельную выездную налоговую проверку обособленных подразделений налогоплательщика, зарегистрированных на его территории, независимо от того, являются они филиалами и представительствами или нет. Суды отмечают, что признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных документах организации, а также независимо от полномочий, которыми наделяется данное подразделение. Главным условием для возможности проведения выездной проверки является его постановка на учет в налоговом органе (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.08.2007 N А42-12847/2005, ФАС Северо-Кавказского округа от 11.08.2008 N Ф08-4572/2008).

Таким образом, исходя из официальной позиции налоговых органов и Минфина России, приходим к тому, что выводы налогоплательщика следует признать правомерными. В то же время, учитывая судебную практику, налогоплательщику, возможно, придется доказывать в суде неправомерность проведения выездной налоговой проверки обособленных подразделений налогоплательщика, не являющихся филиалами или представительствами.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

20.02.2009