Правомерно ли привлечение к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ, если применяется ККТ, которая не печатает реквизиты электронной кассовой ленты защищенной (ЭКЛЗ) на чеке?

Ответ: Согласно ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) определено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии со ст. 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти), выдавать в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 содержится перечень нарушений, которые следует понимать как неприменение контрольно-кассовых машин (контрольно-кассовой техники).

Согласно указанным разъяснениям к таким нарушениям относятся: фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия); использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах; использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр; использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти; использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба центра технического обслуживания отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти.

По смыслу указанных норм применение неисправной ККТ может быть расценено как неприменение ККТ в тех случаях, когда ККТ используется без фискальной памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти.

Согласно разд. 2 Методических указаний по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно-кассовых машинах, утвержденных Решением ГМЭК (Протокол от 25.06.2002 N 4/69-2002), криптографическая защита фискальных данных в ККМ осуществляется в целях обнаружения несанкционированной корректировки фискальных данных при их формировании и хранении в ККМ. Она основывается на принципе расчета КПК для каждого фискального документа, оформляемого на ККМ.

Для реализации этого принципа в ККМ устанавливается специальное устройство - ЭКЛЗ, обеспечивающее не только защиту фискальных данных ККМ с помощью КПК для каждого фискального документа, но и долговременное хранение в электронном виде информации обо всех проведенных кассовых операциях.

Для того чтобы ЭКЛЗ могла выполнять свои функции, в нее загружается ключ ЭКЛЗ. На основе ключа ЭКЛЗ и ряда реквизитов фискального документа (итог, дата, время и т. п.) с помощью реализованного в ЭКЛЗ криптографического алгоритма формируется КПК документа. Этот КПК распечатывается на документе, а реквизиты документа и КПК регистрируются в ЭКЛЗ.

Таким образом, отсутствие на документе (кассовом чеке) реквизитов ЭКЛЗ может быть расценено как применение ККТ с неисправным блоком фискальной памяти.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 12.08.2008 N Ф04-4837/2008(9478-А03-3) указал: факт применения налогоплательщиком неисправной контрольно-кассовой машины, что выразилось в отсутствии на чеках реквизитов ЭКЛЗ (регистрационный номер, дата активации, номер последней закрытой смены перед проведением активации), предусматривает привлечение к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Следует отметить, что Определением ВАС РФ от 15.12.2008 N ВАС-15783/08 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ указанного Постановления для пересмотра в порядке надзора.

Таким образом, приходим к выводу, что привлечение к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ является правомерным, если применяется ККТ, которая не печатает реквизиты электронной кассовой ленты защищенной (ЭКЛЗ) на чеке.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

20.02.2009