Организация зарегистрирована (поставлена на учет) в одном административном округе г. Москвы и планирует открыть обособленное подразделение в другом административном округе. Необходимо ли регистрировать (ставить на учет) вновь открываемое обособленное подразделение по месту его нахождения в другом округе?

Ответ: Согласно требованиям Налогового кодекса РФ организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Обособленным подразделением является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (ст. 11 НК РФ).

Таким образом, существенным критерием для рассматриваемого вопроса является критерий территориальной обособленности.

В налоговом законодательстве определения территориальной обособленности не дано.

Однако Минфин России в своем Письме от 28.08.2001 N 04-01-10/3-87 указал, что территориальная обособленность от места нахождения (т. е. от места государственной регистрации, указанного в учредительных документах) самой организации может определяться территорией города, улицы или района в городе.

Учитывая это обстоятельство, можно сделать вывод, что если подразделение головной организации имеет своим местонахождением, например, соседнюю улицу, то такое подразделение уже может считаться обособленным от головной организации (с учетом, конечно, того обстоятельства, что по месту нахождения этого подразделения оборудованы стационарные рабочие места) и, следовательно, подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту своего нахождения.

Однако налоговым законодательством определено (п. 4 ст. 83 НК РФ), что, если организация осуществляет свою деятельность через обособленное подразделение, в этом случае ей необходимо представить в налоговый орган соответствующее заявление по форме N 1-2-Учет "Заявление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации" (форма которого утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@). Если эта организация уже состоит на учете в налоговой инспекции на территории муниципального образования, где она собирается регистрировать обособленное подразделение, тогда постановка на учет такой организации производится на основании сообщения по форме N С-09-3 "Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения", утвержденной Приказом ФНС России от 17.01.2008 N ММ-3-09/11@, представляемого уже по месту нахождения самой организации (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Обратимся теперь к понятию "муниципальное образование". Определение этого термина дано в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В нем указано, что муниципальным образованием является городское либо сельское поселение, муниципальный район, городской округ или внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 Закона N 131-ФЗ). Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (ст. 2 Закона N 131-ФЗ).

Остается выяснить, как соотносятся понятия "муниципальное образование" и "административный округ"?

В соответствии с Уставом г. Москвы административный округ - территориальная единица г. Москвы, включающая в себя несколько районов города. При этом границы административного округа не могут пересекать границ районов (п. п. 1, 3 ст. 17 Закона г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы", далее - Устав). В Уставе указано, что внутригородские муниципальные образования создаются на территории районов г. Москвы (ст. 54 Устава).

Таким образом, на территории административного округа может находиться несколько муниципальных образований. При этом ни одно из муниципальных образований не может находиться одновременно на территории двух административных округов. Соответственно, если организация, находящаяся в одном административном округе, открывает обособленное подразделение на территории другого административного округа, то это не может быть территория того же муниципального образования, в котором состоит на учете указанная организация, и, следовательно, этой организации необходимо действовать в соответствии с требованиями абз. 1 п. 4 ст. 83 НК РФ, то есть представлять в налоговый орган по месту нахождения открываемого обособленного подразделения именно заявление по указанной выше форме, а не сообщение.

С. А.Ратушный

ЗАО Агентство правовой информации

"Воробьевы горы"

Региональный информационный

центр Сети КонсультантПлюс

20.02.2009