Об учете для целей налога на прибыль отдельных видов доходов (расходов) сельхозтоваропроизводителей, не перешедших на уплату ЕСХН
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 ноября 2013 г. N 03-03-06/1/51471
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке налогового учета отдельных видов доходов (расходов), полученных (понесенных) организациями - сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), и сообщает следующее.
Согласно п. 1.3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих, в частности, критериям, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 Кодекса, по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов.
В соответствии с п. 18 ст. 250 Кодекса в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных пп. 21 п. 1 ст. 251 Кодекса.
Принимая во внимание, что указанные доходы получены не от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции (произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции), их следует учитывать при формировании налоговой базы, к которой применяется ставка налога на прибыль организаций, установленная п. 1 ст. 284 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 265 Кодекса к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности, в виде сумм безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
В случаях, когда убытки в виде сумм безнадежных долгов возникли вследствие неоплаты покупателями реализованной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции, т. е. непосредственно связаны с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, данные расходы следует учитывать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, по которой установлена ставка налога в размере 0 процентов.
Что касается доходов в виде полученных премий за закупы продукции на определенные суммы, а также расходов в виде выплаченных покупателям премий за выполнение объема закупок, процентов по заемным средствам, лизинговых платежей, штрафных санкций по хозяйственным договорам, то, поскольку такие доходы и расходы получены (произведены) не от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции (произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции), они подлежат учету при формировании налоговой базы, к которой применяется ставка налога на прибыль организаций, установленная п. 1 ст. 284 Кодекса.
Обращаем внимание, что порядок определения суммы расходов на производство и реализацию в целях налогообложения прибыли установлен ст. 318 Кодекса, согласно которой к косвенным расходам относятся суммы расходов, не поименованных в ст. 318 Кодекса в качестве прямых расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
Одновременно сообщаем, что применение законодательства о налогах и сборах по принципу аналогии Кодексом не предусмотрено.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н. А.КОМОВА
28.11.2013