О разъяснении отдельных положений законодательства, касающихся отнесения земель особых охраняемых природных территорий, в частности курортов, к федеральной собственности

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 февраля 2009 г. N Д23-422

В соответствии с обращением о разъяснении отдельных положений законодательства Департамент недвижимости Минэкономразвития России сообщает.

В соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от 30.12.2008) (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) черноморские курорты признаны особо охраняемой природной территорией.

Вышеуказанными нормативными актами устанавливается специальный правовой режим данных территорий.

Что касается положений Федерального закона N 33-ФЗ о том, что особо охраняемые природные территории являются федеральной собственностью (в настоящее время с оговоркой для курортов), то рассматриваемыми актами устанавливается правовой режим территорий, а не принадлежность земельных участков к той или иной форме собственности, которая определяется земельным законодательством. Положение п. 6 ст. 2 Федерального закона N 33-ФЗ об отнесении территории к федеральной собственности в целом не может быть истолковано как отнесение всего недвижимого имущества на данной территории к федеральной собственности по следующим причинам.

Во-первых, особо охраняемая природная территория - это совокупность природных объектов, подлежащих особой охране для установленных целей. Применительно к курортам особой охране подлежат природные объекты, способствующие оздоровлению населения (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия).

Во-вторых, необходимо учитывать общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что право собственности на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента регистрации соответствующего права на него (ч. 2 ст. 8). Право распоряжения земельными участками, находящимися в федеральной собственности, наступает после государственной регистрации права собственности на них в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Таким образом, о полноценной федеральной собственности на земельные участки можно говорить только после ее государственной регистрации.

Кроме того, необходимо принимать во внимание положения Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях".

Дополнительно сообщаем, что в настоящее время Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которому земли курортов не относятся к землям особо охраняемых территорий и объектов.

Заместитель директора

Департамента недвижимости

М. В.БОЧАРОВ

18.02.2009