Правомерно ли применение освобождения от налогообложения НДС, предусмотренного п. 2 ст. 150 НК РФ, в отношении операций по ввозу на территорию РФ комплексов медицинской техники, упомянутых в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19, в разукомплектованном виде?

Ответ: Пунктом 2 ст. 150 Налогового кодекса РФ установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:

важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;

протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;

технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).

Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19.

К медицинской технике, включенной в Перечень, относятся устройства, комплекты, комплексы, системы с программными средствами, медицинское оборудование и т. д.

Следует отметить, что положения п. 2 ст. 150 НК РФ не устанавливают зависимость между правомерностью применения освобождения от уплаты НДС и укомплектованностью медицинской техники, ввозимой на территорию РФ.

Из норм гл. 21 НК РФ напрямую следует, что освобождаются операции по ввозу на таможенную территорию РФ комплектов, комплексов и систем, которые упомянуты в Перечне.

В силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения должны быть истолкованы в пользу налогоплательщика, а следовательно, операции по ввозу на территорию РФ комплексов медицинской техники как в укомплектованном, так и в разукомплектованном виде освобождаются от налогообложения, если данные комплексы включены в Перечень.

Правомерность данных выводов подтверждается и судебной практикой.

ФАС Московского округа в Постановлении от 07.04.2008 N КА-А41/2622-08 признал неправомерным направление налогоплательщику требования об уплате в установленный срок НДС и пени, обоснованного ссылкой на Письмо ГТК России от 04.06.2003 N 01-06/22880 "О взимании НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации" и тем, что задолженность по НДС образовалась в связи с предоставлением преференции при ввозе комплексов стоматологических в разукомплектованном виде.

Суд указал, что в нарушение требований п. 1 ст. 4 НК РФ данным Письмом определены дополнительные условия предоставления льготы по уплате НДС, не предусмотренные законодательством о налогах и сборах. В пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ право на льготу по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации медицинской техники не поставлено в зависимость от комплектности изделия медицинской техники.

Таким образом, в указанной ситуации применение освобождения от налогообложения правомерно.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

17.02.2009