Организация осуществляет авиаперевозки пассажиров и багажа по маршрутам из г. Калининграда в города других субъектов РФ и обратно. По мнению организации, ее воздушные суда пересекают Государственную границу РФ и по пути следования пользуются воздушными коридорами, предоставляемыми иностранными государствами, а также услугами соответствующих организаций по сопровождению воздушных судов и обеспечению безопасности полетов согласно нормам международного права, в связи с чем по данным услугам применяется налоговая ставка НДС 0%. Правомерно ли решение налогового органа о недопустимости применения организацией ставки НДС 0%?
Ответ: Подпунктом 4 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ предусмотрено обложение НДС по ставке 0 процентов операций по реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.
Согласно п. 1 ст. 157 НК РФ при осуществлении воздушных перевозок пределы территории Российской Федерации определяются по начальному и конечному пунктам авиарейса.
В соответствии со ст. 101 Воздушного кодекса РФ внутренняя воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории РФ. Международная воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: соответственно на территориях двух государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.
Согласно ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов в случаях, не указанных в п. п. 1, 2 и 4 настоящей статьи.
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 09.04.2008 N А21-6385/2006 (Определением ВАС РФ от 21.07.2008 N 9488/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) отмечает, что Калининград находится на территории РФ. Что касается особенностей административно-территориального расположения Калининградской области на общей территории в пределах РФ, то данное обстоятельство ни в НК РФ, ни в международных договорах по вопросам налогообложения не расценивается в качестве основания для обложения налогом по нулевой ставке.
Также суд отмечает, что определение пределов территории РФ при воздушных перевозках в целях налогообложения не зависит от особенностей осуществления таких перевозок, в том числе необходимости пересечения воздушного пространства других государств. Из системного толкования пп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ и п. 1 ст. 157 НК РФ следует, что на услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом в случае нахождения начального и конечного пунктов авиарейса на территории РФ положения пп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ не распространяются.
Данная позиция также поддерживается и в других постановлениях арбитражных судов (см. Постановления ФАС Уральского округа от 12.03.2007 N Ф09-1396/07-С2; ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2008 N А21-7515/2006, от 26.05.2008 N А21-3833/2007).
Данные выводы поддерживает также ВАС РФ, что следует из определений ВАС РФ, в соответствии с которыми отказано в передаче данных дел в Президиум ВАС РФ.
Таким образом, исходя из сложившейся арбитражной практики приходим к выводу, что решение налогового органа следует признать правомерным.
Л. Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
16.02.2009