Налогоплательщик представлял налоговые декларации по налогу на игорный бизнес и уплачивал налог. После 01.01.2007 он прекратил свою деятельность, но продолжал уплачивать налог на игорный бизнес, обращаясь при этом в различные инстанции за разрешением на продолжение своей деятельности, однако положительного ответа не получил. Затем он обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога за период после 01.01.2007, полагая, что указанные суммы налога уплачены ошибочно, так как проведение азартных игр в тот момент было прекращено в соответствии с требованиями вступившего в силу закона субъекта РФ. Налоговый орган отказал в возврате спорных сумм налога, мотивировав данный отказ отсутствием переплаты. Правомерен ли отказ налогового органа?
Ответ: Согласно п. 1 ст. 366 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения по налогу на игорный бизнес признаются: игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы.
Пунктом 2 ст. 366 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность регистрации в налоговом органе по месту установки объекта налогообложения каждого объекта налогообложения.
Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения (п. 3 ст. 366 НК РФ).
Налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство (п. 6 ст. 366 НК РФ).
Статьей 367 НК РФ установлено, что по каждому из объектов налогообложения, указанных в п. 1 ст. 366 НК РФ, налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.
Налоговым периодом согласно ст. 368 НК РФ по данному налогу признается календарный месяц.
Сумма налога согласно п. 1 ст. 370 НК РФ исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.
Таким образом, сумма налога на игорный бизнес исчисляется в зависимости от количества зарегистрированных объектов налогообложения (в данном случае игровых автоматов), а не ставится в зависимость от осуществления предпринимательской деятельности, связанной с извлечением дохода в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари.
В Письмах от 23.12.2005 N 03-06-05-07/41 и от 20.10.2005 N 03-06-05-07/35 Минфин России разъяснил, что наличие зарегистрированных, но не используемых в целях получения дохода объектов налогообложения не приводит к возникновению дохода и, следовательно, не влечет обязанности по уплате налога на игорный бизнес. Соответственно, и момент прекращения обязанности по уплате налога на игорный бизнес также связан с отсутствием деятельности в сфере игорного бизнеса.
Поскольку неосуществление деятельности по месту своего нахождения было связано не с волеизъявлением налогоплательщика, а с требованием нормативных актов субъекта РФ, а продолжение деятельности могло повлечь административно-правовые и уголовно-правовые последствия как для него, так и его должностных лиц, то у него отсутствовала обязанность по уплате указанного налога.
Несоблюдение налогоплательщиком определенных условий, содержащихся в гл. 29 НК РФ (подача в налоговую инспекцию заявления о снятии с регистрации объектов налогообложения (игровых автоматов)), в данном случае не возлагает на налогоплательщика обязанности по уплате налога на игорный бизнес.
Так, в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В силу ст. 14 НК РФ налог на игорный бизнес относится к региональным налогам, а установление таких налогов и сборов регламентируется не только НК РФ, но и законами субъектов РФ о налогах и сборах.
Нормами Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, а также предусмотрены законодательные ограничения на осуществление игорной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В соответствии с п. п. 7 и 8 ст. 16 Закона N 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 г. решение о запрете начиная с 1 июля 2007 г. на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
Пунктом 1 ст. 5 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Так, вступление 1 июля 2007 г. в силу закона органа государственной власти субъекта РФ повлекло за собой обязанность налогоплательщика прекратить осуществление деятельности по организации азартных игр с использованием поставленных на налоговый учет в налоговом органе игровых автоматов, которые согласно пп. 2 п. 1 ст. 366 НК РФ являются объектами обложения налогом на игорный бизнес.
Следовательно, обязанность по уплате налога на игорный бизнес прекратилась не с момента подачи в налоговую инспекцию заявления о снятии с регистрации объектов налогообложения (игровых автоматов), а с момента вступления в силу закона субъекта о запрете соответствующей деятельности на данной территории.
Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ).
С данными выводами также согласуется позиция арбитражных судов (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 29.01.2008 N А65-13263/2007-СА3-47, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2007 N 18АП-3935/2007).
ВАС РФ также поддерживает указанные выводы. Это следует из Определения от 22.05.2008 N 6549/08 об отказе в передаче в Президиум ВАС РФ Постановления ФАС Поволжского округа от 29.01.2008 N А65-13263/2007-СА3-47.
Таким образом, исходя из позиции ВАС РФ и нижестоящих арбитражных судов приходим к выводу о неправомерности отказа налогового органа.
Л. Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
16.02.2009