Налоговым органом вне рамок налоговой проверки в адрес аудиторской организации было направлено требование о предоставлении информации по вопросу проверки достоверности бухгалтерской отчетности организации. Необходимость в получении данной информации налоговый орган не обосновал. В установленный срок запрашиваемая информация налоговому органу не предоставлена. Правомерно ли привлечение аудиторской организации к ответственности по ст. 129.1 НК РФ?

Ответ: В силу п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы (информацию).

Согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговой проверки у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

В п. 3 ст. 93.1 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Следовательно, при истребовании информации в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган обязательно должен обосновать необходимость в ее получении. Кроме того, нельзя считать информацией по конкретной сделке информацию по вопросу проверки достоверности бухгалтерской отчетности организации.

Данный вывод подтверждается судебной практикой. Так, в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2008 N 17АП-5133/2008-АК указано, что требования о представлении актов сверки задолженности, расшифровок дебиторской и кредиторской задолженности, документов, подтверждающих отражение операций по реализации товара (работ, услуг) по договорам на счетах бухгалтерского учета, не связаны с какой-либо конкретной сделкой. При этом основанием для направления соответствующих запросов служит имеющаяся у налогового органа необходимость получения соответствующих сведений.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 18.01.2008 N А26-1964/2007 отмечает, что условиями реализации правомочия, закрепленного в п. 2 ст. 93.1 НК РФ, являются: получение информации от любого третьего лица, а не только от контрагента, сведений в форме информации о конкретных сделках, стороной которых является налогоплательщик.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 04.08.2008 N Ф04-3684/2008(6766-А75-14) также приходит к выводу о том, что налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщиков, а также у иных лиц какие-либо документы и информацию, в том числе относящиеся к конкретным сделкам, без соответствующего обоснования необходимости получения таких документов или информации. При этом в силу требований п. 2 ст. 93.1 НК РФ вне рамок проведения налоговых проверок может быть истребована только информация относительно конкретной сделки.

Таким образом, приходим к выводу о неправомерности действий налогового органа.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

13.02.2009