Организация является производителем средств для уборки автомобилей. В рамках рекламной кампании она заключила агентский договор с автосалоном. Согласно указанному договору салон в установленный договором срок бесплатно оказывает услуги с использованием производимой организацией продукции. При этом стоимость услуг компенсируется организацией-производителем на основании представленных автосалоном отчетов. Должна ли организация начислить НДС со стоимости услуг, оказанных автосалоном от имени организации клиентам, плату за которые производит организация?

Ответ: В силу пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

При этом передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг).

Согласно п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Таким образом, поскольку автосалон безвозмездно оказывает услуги от имени организации, он не является плательщиком НДС в отношении данных услуг, следовательно, НДС со стоимости таких услуг должна уплачивать организация, которая в целях рекламы передала свою продукцию для оказания бесплатных услуг клиентам.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождается от налогообложения на территории Российской Федерации передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб.

Исходя из изложенного организация должна начислить НДС со стоимости услуг, оказанных автосалоном от имени организации клиентам, плату за которые производит данная организация, в случае если расходы на приобретение (создание) услуги не превышают 100 руб.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

13.02.2009