Имеет ли право налоговый орган приостанавливать выездную налоговую проверку дважды в отношении одного и того же лица?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ выездная проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Срок выездной налоговой проверки не может быть более двух месяцев начиная со дня вынесения решения о назначении проверки и заканчивая днем оформления справки о проведенной проверке (п. 6 ст. 89 НК РФ). Однако в исключительных случаях срок может быть продлен до четырех, а иногда и до шести месяцев на основаниях и в порядке, установленном Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.

Пункт 9 ст. 89 НК РФ дает право контролирующим органам в лице руководителя (заместителя руководителя) налогового органа приостанавливать проведение выездной налоговой проверки для:

- истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте;

- получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

- проведения экспертиз;

- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки должны осуществляться на основании решений руководителя (заместителя руководителя), утвержденных Приказом ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@. Общий срок приостановления не может превышать шести месяцев (абз. 8 п. 9 ст. 89 НК РФ). В случае если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение общего срока налоговый орган не получил запрашиваемую информацию, то приостановление может быть увеличено на три месяца.

В соответствии с п. 9 ст. 89 НК РФ приостановление проведения выездной налоговой проверки для истребования документов (информации) допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика. Налогоплательщику в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Таким образом, налоговый орган может приостанавливать выездную налоговую проверку неограниченное количество раз по разным основаниям, кроме основания для истребования документов (информации), допускающегося не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Данный вывод подтверждается следующими судебными решениями - Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24.04.2008 по делу N А11-8291/2007-К2-22/463, ФАС Западно-Сибирского округа от 03.07.2008 N Ф04-4190/2008(7799-А45-31) по делу N А45-1182/2008-9/29. В своих решениях суды, проанализировав положения пп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ, а также следуя правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 14-П, и принимая во внимание то, что налогоплательщиками не представлены доказательства нарушения их прав и законных интересов неоднократным приостановлением выездной налоговой проверки, отказывали налогоплательщикам в признании решений о приостановлении проверок незаконными.

О. С.Борисова

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

13.02.2009