Организация розничной торговли разместила вывеску со своим названием на фасаде здания, в котором она осуществляет свою деятельность. Предполагая использование вывески в рекламных целях, организация включила расходы на ее приобретение и монтаж в расходы на рекламу в целях исчисления налога на прибыль. В ходе налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу, что поскольку стоимость вывески и ее монтажа составила более 20 000 руб., а срок использования составляет более 12 месяцев, то организация должна была учесть вывеску в составе основных средств и погашать ее стоимость посредством амортизации. Правомерно ли решение налогового органа?

Ответ: В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) данный Закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

При этом пп. 5 п. 2 ст. 2 Закона N 38-ФЗ предусмотрено, что указанный Закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Под рекламой в целях Закона N 38-ФЗ понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ для определения налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (кроме расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Пунктом 4 ст. 264 НК РФ установлено, что к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся в том числе расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов.

Однако в силу п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.

Из рассмотренных положений можно сделать вывод о том, что любое имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. признается амортизируемым, его стоимость погашается ежемесячно с помощью амортизации.

Данный вывод подтверждается и позицией официальных органов. Так, Минфин России в Письме от 13.11.2007 N 03-03-06/2/213 приходит к выводу, что если имущество относится к амортизируемому имуществу, то организация относит к расходам на рекламу амортизационные отчисления, начисленные в соответствии с действующим порядком, если имущество к амортизируемому имуществу не относится, то учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в порядке, установленном п. 4 ст. 264 НК РФ.

В Письме Минфина России от 25.04.2003 N 04-02-05/3/35 также указывается на то, что организация может относить к расходам на рекламу амортизационные отчисления, начисленные в соответствии с действующим порядком, по рекламному щиту.

Однако суды по данному вопросу придерживаются обратной позиции. Так, например, ФАС Уральского округа в Постановлении от 30.01.2008 N Ф09-57/08-С3 указал на то, что изготовленные вывески, оплаченные организацией, являются рекламной продукцией, так как формируют и поддерживают интерес к ней как юридическому лицу, оказывающему соответствующие услуги. Суд пришел к выводу, что затраты организации на изготовление, монтаж, а также на получение разрешительной документации на эти буклеты и вывески правомерно отнесены к прочим расходам на наружную рекламу.

А в Постановлении от 14.01.2005 N Ф09-5757/04-АК ФАС Уральского округа пришел к выводу, что рекламный плакат не является основным средством, а представляет собой носитель рекламной информации, срок использования которой зависит не от материала и конструкции этого носителя, а от стабильности потребительского спроса на продукцию, производимую организацией.

Таким образом, в рассматриваемом случае вывод налогового органа является правомерным, поскольку имущество первоначальной стоимостью более 20 000 руб. и сроком полезного использования более 12 месяцев является амортизируемым, расходы на его приобретение погашаются при помощи амортизационных отчислений. Учитывая противоположное мнение суда, налогоплательщику, вероятно, придется доказывать правомерность единовременного учета расходов по изготовлению вывески в судебном порядке.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

11.02.2009