В ноябре 2008 г. судом было принято решение об изъятии имущества организации-должника и его принудительной реализации с целью погашения долгов. Имущество было изъято судебными приставами-исполнителями и реализовано через специализированную организацию только в январе 2009 г. Обязана ли в данном случае организация-должник выставить соответствующий счет-фактуру, а также исчислить и уплатить НДС в бюджет?
Ответ: Обращение взыскания на имущество должника, согласно п. 1 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), включает изъятие имущества и (или) его принудительную реализацию либо передачу взыскателю.
Реализация имущества должника, как правило, осуществляется путем его продажи специализированными организациями (п. 1 ст. 87 Закона N 229-ФЗ).
При этом право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество (п. 2 ст. 237 Гражданского кодекса РФ).
Налоговый кодекс РФ в целях налогообложения НДС не разделяет понятия "реализация" и "принудительная реализация".
Следовательно, операцию по принудительной реализации изъятого имущества должника в целях налогообложения НДС следует рассматривать как обычную операцию по реализации имущества, подлежащую налогообложению НДС в установленном порядке.
Следует отметить, что до 2009 г. по вопросу обязанности организации исчислить и уплатить НДС в случае принудительной реализации изъятого у нее имущества существовало несколько точек зрения.
Согласно одной из них организация-должник в случае принудительной реализации изъятого у нее имущества обязана выставить счет-фактуру и, соответственно, исчислить и уплатить НДС в бюджет.
Из буквального толкования норм п. 4 ст. 161 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2009 г., следует, что налоговая база по НДС определяется налоговым агентами только в случае реализации конфискованного имущества. При этом налоговыми агентами признаются органы, организации, индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.
Конфискация имущества, согласно п. 1 ст. 104 Закона N 229-ФЗ, включает в себя принудительное безвозмездное изъятие у должника или иных лиц имущества, указанного в исполнительном документе, и передачу его государственным органам или организациям для обращения в государственную собственность в соответствии с их компетенцией, установленной Правительством Российской Федерации. Имущество организации-должника, изъятое судебными приставами-исполнителями с целью его дальнейшей реализации для погашения долгов компании, не является конфискованным.
Следовательно, из указанных норм законодательства следует, что при принудительной реализации изъятого имущества исчислять и уплачивать НДС, а также выставлять соответствующий счет-фактуру обязана организация-должник.
Однако суды придерживались иной позиции, согласно которой в случае принудительной реализации изъятого имущества организации-должника обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС у такой организации не возникает. Такие выводы, в частности, содержатся в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 03.09.2007 N Ф04-6017/2007(37695-А45-42) по делу N А45-524/2007-12/32, ФАС Северо-Западного округа от 18.02.2008 N А56-39963/2006, ФАС Северо-Кавказского округа от 01.09.2008 N Ф08-5000/2008 по делу N А32-250/2008-19/7, а также в Определениях ВАС РФ от 02.11.2007 N 11152/07 и от 20.12.2007 N 17030/07.
Таким образом, до 1 января 2009 г. вопрос о порядке уплаты НДС в бюджет в случае принудительной реализации изъятого имущества организации-должника не был окончательно урегулирован, в связи с чем на практике зачастую возникали споры с налоговыми органами.
Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ (далее - Закон N 224-ФЗ) в ст. 161 НК РФ внесены изменения, которые согласно п. 1 ст. 9 Закона N 224-ФЗ вступили в силу с 1 января 2009 г.
Так, в соответствии с пп. "б" п. 3 ст. 2 Закона N 224-ФЗ в п. 4 ст. 161 НК РФ внесены изменения, согласно которым при реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества (п. 4 ст. 161 НК РФ (в ред. Закона N 224-ФЗ)).
Таким образом, из указанных положений НК РФ следует, что с 1 января 2009 г. обязанность по исчислению и перечислению НДС в бюджет в случае реализации имущества по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации) возлагается на налоговых агентов, которыми признаются соответственно органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.
Следует отметить, что указанные изменения применяются при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 г. (п. 11 ст. 9 Закона N 224-ФЗ).
Таким образом, если решение суда об изъятии имущества организации-должника и его принудительной реализации с целью погашения долгов было принято в 2008 г., а отгрузка указанного имущества состоялась в 2009 г., то у организации-должника обязанности по исчислению и уплате НДС на основании п. 4 ст. 161 НК РФ (в ред. Закона N 224-ФЗ) не возникает.
К. В.Анатолити
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
11.02.2009