Основные вопросы правового регулирования статуса оценщика
(Егорова П. В.)
("Юрист", N 4, 2002)
Текст документа
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
СТАТУСА ОЦЕНЩИКА
П. В. ЕГОРОВА
В настоящее время необходимость оценки земель, зданий и сооружений, а следовательно, и подготовки экспертов - оценщиков крайне актуальна. В современной экономике функцией оценщика является не просто определение стоимости имущества, но и подготовка профессионального заключения о варианте наилучшего и наиболее эффективного использования собственности, т. е. рекомендаций по совершенствованию управления анализируемыми активами бизнеса. В этом контексте оценщик является одновременно и экспертом по эффективному управлению имуществом. Сейчас начинается новый этап развития оценочной деятельности - разработка и упорядочивание законодательства по оценочной деятельности. Несмотря на принятие новых нормативных актов в данной области, остаются проблемы существования пробелов, противоречий в федеральном и московском законодательстве.
В годы советской власти профессионального оценщика не было и не могло быть, так как стоимость любого объекта собственности устанавливалась государством раз и навсегда, а функции оценки выполняли в усеченном виде государственные органы в основном в целях планирования и контроля. Современный российский рынок оценки начал формироваться примерно в 1991 г. В 1993 - 1998 годах начался массовый рост спроса на услуги оценщиков в связи с началом обязательных переоценок. Тысячи "оценщиков", не имеющих ни опыта работы, ни профессиональных знаний, хлынули на рынок с предложением своих услуг. Попытки наладить контроль за такими оценщиками не увенчались успехом, поскольку "бесконтрольность" позволяла зарабатывать огромные деньги на необоснованном занижении стоимости фондов предприятий. А предприятие ради снижения налогов на основные фонды с удовольствием оплачивало такие услуги. Именно тогда произошло фактическое размывание рынка оценочных услуг. Оценщиками стали называть себя все, кому не лень. Настоятельность принятия соответствующего закона была так велика, что отдельные субъекты Российской Федерации, не дождавшись принятия федерального закона, начали принимать свои региональные законы. Так, Московской городской думой был принят Закон от 11.02.1998 N 3 "Об оценочной деятельности в городе Москве", в котором были закреплены правовые основы оценочной деятельности в отношении объектов оценки, расположенных на территории Москвы и принадлежащих Российской Федерации, городу Москве, муниципальным образованиям города Москвы, юридическим, а также физическим лицам. На федеральном уровне Закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" принимается только спустя полгода - в июле 1998 года. В период после принятия Закона возник своеобразный правовой вакуум, которым не замедлили воспользоваться чиновники ряда субъектов Федерации, вводя временные порядки лицензирования на своей территории и принимая собственные стандарты оценки. Московское лицензирование вылилось в профанацию и превратилось фактически в мероприятие по сбору денег с оценщиков.
Однако в 2001 году Постановлением Правительства РФ N 285 были утверждены Правила лицензирования оценщиков и лицензирующим органом назначено Министерство имущественных отношений. Определением ВС РФ было признано недействительным распоряжение мэра г. Москвы "О лицензировании оценочной деятельности в городе Москве" от 21 апреля 1999 г. N 388-РМ. Положительным является также то, что в развитие Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" были приняты единые государственные требования к образовательным программам профессиональной переподготовки оценщиков. Также 06.07.2001 были приняты стандарты оценки, однако до сих пор не разработаны методические рекомендации.
В соответствии с законодательством под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
Субъектами оценочной деятельности являются, с одной стороны, оценщики, а с другой - потребители их услуг (заказчики). Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных законодательством. Собственник может передать свои права другому лицу посредством доверенности, договора.
Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки.
Оценщиком может быть:
1. Юридическое лицо, то есть организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В соответствии с московским законодательством оценщиком не может быть юридическое лицо с организационно - правовой формой "открытое акционерное общество".
2. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
В Законе г. Москвы закреплено, что оценщиками также являются физические лица, признанные профессиональными оценщиками. Однако данное положение противоречит федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" на осуществление оценочной деятельности требуется лицензия. Порядок лицензирования оценочной деятельности регулируется Положением "О лицензировании оценочной деятельности", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. N 285. Лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В оценочной деятельности выделяется четыре направления:
1. Оценка стоимости недвижимого имущества.
2. Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств.
3. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности.
4. Оценка стоимости предприятия (бизнеса).
В соответствии с этим лицензирующий орган выдает лицензии на осуществление следующих работ (услуг) в области оценочной деятельности:
1. Оценка стоимости права собственности, иных вещных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении недвижимого имущества за исключением предприятий как имущественных комплексов, подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов.
2. Оценка стоимости права собственности, иных вещных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении движимого имущества (за исключением денег и ценных бумаг), а также подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических.
3. Оценка стоимости права собственности, иных вещных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (интеллектуальной собственности), а также конфиденциальной информации, имеющей коммерческую ценность.
4. Оценка стоимости права собственности, иных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении ценных бумаг, паев, долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах, а также предприятий как имущественных комплексов.
Лицензирующим органом является Министерство имущественных отношений Российской Федерации. Лицензирующий орган вправе по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации делегировать часть своих полномочий по лицензированию оценочной деятельности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Лицензирующий орган формирует и ведет Реестр лицензий. В Реестре лицензии указываются. Информация, содержащаяся в Реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц и предоставляется им в виде выписок в 3-дневный срок со дня подачи соответствующего заявления. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ N 285 "О лицензировании оценочной деятельности" за предоставление выписки из Реестра лицензий установлена плата в размере 10 рублей. Органам государственной власти и органам местного самоуправления информация из Реестра лицензий предоставляется бесплатно. Лицензионный сбор за выдачу лицензии, плата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии, плата за переоформление и продление срока действия лицензии, а также за предоставление выписки из Реестра лицензий перечисляются на соответствующий счет, открываемый лицензирующим органом в органах федерального казначейства, и зачисляются в установленном порядке в федеральный бюджет.
Лицензионными требованиями и условиями являются:
а) соблюдение лицензиатом законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации об оценочной деятельности;
б) предоставление по запросу лицензирующего органа информации, необходимой для контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий;
в) осуществление страхования гражданской ответственности оценщиков путем заключения договора страхования по указанным в лицензии работам (услугам) в области оценочной деятельности либо по каждому заключаемому договору об оценке. Страхование гражданской ответственности оценщиков является условием, обеспечивающим защиту прав потребителей услуг оценщиков, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оценщик не вправе заниматься оценочной деятельностью без заключения договора страхования;
г) для лицензиата - юридического лица - наличие в штате работника, имеющего документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний по указанным в лицензии (заявлении на выдачу лицензии) работам (услугам) в области оценочной деятельности;
- индивидуального предпринимателя - наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний по указанным в лицензии (заявлении на выдачу лицензии) работам (услугам) в области оценочной деятельности.
Профессиональное обучение оценщиков осуществляется высшими государственными или частными учебными заведениями, специально создаваемыми для этой цели, или на базе факультетов (отделений, кафедр) высших государственных или частных учебных заведений, имеющих право осуществлять такое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ранее перечень документов, предоставляемых образовательным учреждением для согласования образовательных программ с Минимуществом РФ, закреплялся приложением к Приказу Министерства имущественных отношений РФ N 28 и Министерства образования РФ N 2447 "О взаимодействии по вопросам обеспечения оценочной деятельности" от 16.08.2000. Приказ утратил силу, сейчас данный вопрос никаким нормативным актом не регулируется.
Существуют мнения, что данное предписание противоречит закону и ограничивает права заявителя, являющегося индивидуальным предпринимателем, но не имеющего соответствующего профессионального образования, на получение лицензии на осуществление оценочной деятельности. Однако решением ВС РФ от 2 июля 2001 г. N ГКПИ 01-923 в удовлетворении жалобы о признании недействующим подпункта "д" пункта 5 Положения о лицензировании оценочной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2001 г. N 285, было отказано, так как в соответствии со статьей 24 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" к обязательным требованиям к лицензированию оценочной деятельности для физических лиц относятся: государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя и наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным органом образовательными программами.
Положением "О лицензировании оценочной деятельности" установлен перечень документов, необходимый для получения лицензии, а также плата за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии в размере 300 рублей. Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не допускается.
Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.
При рассмотрении заявления о выдаче лицензии на осуществление деятельности по оценке предприятия (бизнеса) лицензирующий орган в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет копии представленных документов в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг. Заключение о возможности выдачи лицензии представляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг в лицензирующий орган в срок, не превышающий 10 дней.
Лицензирующий орган в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление:
1. О выдаче лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ N 283 "О лицензировании оценочной деятельности" за выдачу лицензии на осуществление оценочной деятельности взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей. Срок уплаты - 3 месяца. Выдача лицензии производится в течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.
Оценочная деятельность в соответствии с выданной лицензией может осуществляться на территории всей РФ. Сейчас в Москве действует распоряжение мэра "Об аккредитации лицензированных оценщиков" от 03.04.2000 N 352-РМ (ред. 03.11.00). В данном распоряжении закреплено, что одним из основных принципов аккредитации является добровольность (п. 1.1 приложения). Аккредитация - это выражение доверия лицензированному оценщику со стороны Московской городской администрации, на основании которого лицензированный оценщик приобретает статус ее потенциального партнера при выполнении работ по оценке стоимости имущества. Поэтому предпочтение отдается аккредитованным оценщикам. Такую же ситуацию можно наблюдать и в некоторых других субъектах РФ. На мой взгляд, данное положение законно и вполне обоснованно. Во-первых, регулируется рынок рабочих мест в данной области. Во-вторых, уровень оценщиков - потенциальных партнеров городской (областной) администрации более высок. Однако данный вопрос можно рассмотреть и с другой стороны. Проведение аккредитации - еще одно проявление бюрократизма.
Лицензия выдается на 3 года, если в заявлении соискателя лицензии не указан меньший срок. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата. В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ N 283 "О лицензировании оценочной деятельности" за продление лицензии взимается плата в размере 10 рублей.
2. Об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа.
Соискатель лицензии имеет право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обжаловать отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или его бездействие. При обжаловании решения лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Независимая экспертиза производится за счет средств соискателя лицензии.
В случаях, предусмотренных законодательством, лицензия может быть переоформлена.
Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции.
Помимо наличия лицензии к оценщикам предъявляется и такое требование, как независимость. Оценщик должен определять действительную стоимость объекта оценки, а не стоимость, удовлетворяющую заказчика. Для этого в законодательстве закреплены определенные ограничения, не позволяющие влиять заказчику на оценщика. Независимость оценщика проявляется в следующем:
- Оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.
- Проведение оценки объекта оценки не допускается, если:
в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;
оценщик является учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком юридического лица либо юридическое лицо является учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценочной фирмы.
- Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки.
- Размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.
В законодательстве определены как права, так и обязанности оценщика.
К основным правам оценщика относятся следующие:
самостоятельный выбор метода проведения оценки в соответствии с разработанными и утвержденными Правительством РФ стандартами оценки;
право на свободное и беспрепятственное получение всей информации, необходимой для успешного проведения оценки (в московском законодательстве данным правом наделен также и представитель оценщика), получение разъяснений данной информации;
запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;
привлечение на договорной основе к проведению оценки других оценщиков или специалистов, при этом по законодательству г. Москвы оценщик несет ответственность за их действия как за свои собственные действия;
отказ от проведения оценки, если заказчик: а) нарушил условия договора; б) не представил необходимую информацию об объекте оценки; в) не обеспечил условия работы, предусмотренные договором.
Обязанности оценщика предусмотрены ст. 15 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ".
На мой взгляд, данные обязанности могут быть условно объединены в три группы в зависимости от того, в отношении кого оценщик их несет: перед государством; перед заказчиком; как перед государством, так и перед заказчиком.
1. Обязанности перед государством:
соблюдать требования нормативных правовых актов при осуществлении оценочной деятельности;
предоставлять копии хранящихся отчетов или информацию из них правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам или органам местного самоуправления по их законному требованию.
2. Обязанности перед заказчиком:
сообщать о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;
обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки;
по первому требованию предоставлять информацию о законодательстве об оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (профессионального общественного объединения оценщиков или некоммерческой организации оценщиков), на членство в которой ссылается оценщик в своем отчете, а также предъявлять документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;
не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в ходе проведения оценки. Конфиденциальной является информация, которая не является общедоступной и может нанести ущерб организации или физическому лицу при ее разглашении.
3. Обязанность как перед государством, так и перед заказчиком:
хранить в течение трех лет копии составленных отчетов.
Также оценщик обязан иметь лицензию и соответственно быть застрахованным по договору страхования гражданской ответственности.
Ответственность оценщика определяется договором и в случаях, предусмотренных законодательством. Например, если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более двухсот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком. Номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества, оплачиваемой таким неденежным вкладом, не может превышать сумму оценки указанного вклада, определенную независимым оценщиком. В случае внесения в уставный капитал общества неденежных вкладов участники общества и независимый оценщик в течение трех лет с момента государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества солидарно несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости неденежных вкладов.
Важная проблема на данном этапе - это противоречие законодательств субъектов, в частности Москвы, федеральному законодательству. Ярким примером может служить определение статуса оценщика в Москве. По федеральному законодательству оценщиком может быть юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель. В соответствии с Законом г. Москвы оценщиком может быть физическое лицо, данная статья до сих пор не отменена. Также в московском Законе круг прав и обязанностей оценщика не соответствует перечню прав и обязанностей, определенных Федеральным законом. Он шире, и поскольку Закон г. Москвы был принят раньше федерального, то можно говорить о том, что данный Закон выходит за рамки, ограниченные федеральным нормативным актом. В соответствии с московским законодательством оценщиком не может быть юридическое лицо с организационно - правовой формой "открытое акционерное общество". В принципе данное положение возможно и оправданно, так как при этом сохраняется независимость оценщика. Существует еще множество несоответствий в законодательстве Москвы и Федерации. Однако есть и другая сторона данного вопроса. Как известно, нормотворчество московских властей: мэра, Правительства и депутатов Московской городской думы - намного опередило законодательный процесс по вопросам оценочной деятельности на федеральном уровне. Многие вопросы в Москве более детально разработаны. Несомненно, законодательство Москвы должно быть приведено в соответствие с федеральным. При этом также несомненно, что при дальнейшей разработке федерального законодательства необходимо учитывать положительный опыт Москвы. Другой проблемой является повышение правосознания в области оценки. На мой взгляд, существует необходимость ознакомления судей со стандартами и методиками оценки для того, чтобы они могли свободно ориентироваться в сравнительно новом для них виде экспертизы и характере споров, правильно оценить заключение эксперта - оценщика и вынести обоснованное решение по спору о достоверности величины стоимости объекта оценки. Ключевым из факторов, отрицательно сказавшихся на профессиональном развитии оценки, также является малая информированность предприятий и населения о необходимости и случаях, когда грамотная экспертиза стоимости позволяет решить многие насущные проблемы. Например, различного вида споры, купля - продажа, оценка материального ущерба и многое другое.
Практика оценочной деятельности ставит перед законодателями немало вопросов, требующих детального регламентирования, и в немалой степени от того, каким оперативным будет отклик на эти запросы, зависит будущее не только самой оценки собственности, но и имущественных отношений в целом.
Название документа