Имеют ли право на льготу по налогу на имущество, предусмотренную п. 1 ст. 381 НК РФ, государственные унитарные предприятия Федеральной службы исполнения наказаний?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 373 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 381 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на имущество для организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций.

В соответствии с п. 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему, определяет Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы" (далее - Закон N 5473-1).

В соответствии со ст. 5 Закона N 5473-1 в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут входить в том числе предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. Согласно ст. 17 Закона N 5473-1 учреждения, исполняющие наказания, привлекают осужденных к труду в том числе на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы. Согласно ст. 11 указанного Закона имущество учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения либо передается им в оперативное управление федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

В п. 2 ст. 11 НК РФ определено, что организациями для целей НК РФ признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. ст. 48, 114, 115 Гражданского кодекса РФ юридическими лицами признаются в том числе унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Из анализа вышеназванных норм следует, что унитарные предприятия уголовно-исполнительной системы имеют право на применение налоговой льготы в соответствии с п. 1 ст. 381 НК РФ.

Минфин России в Письме от 06.09.2006 N 03-06-01-02/37 указывает, что для применения указанной налоговой льготы необходимо соблюдение следующих условий: организации и учреждения должны входить в состав уголовно-исполнительной системы; имущество должно использоваться для осуществления функций, возложенных на эти организации и учреждения. Финансовый орган приходит к выводу, что предприятия учреждений, исполняющих наказания, входят в состав уголовно-исполнительной системы и, соответственно, имеют право на льготу по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 381 НК РФ.

Данная позиция нашла свое отражение и в судебной практике. Суды приходят к выводу, что право на применение указанной налоговой льготы имеют не только учреждения уголовно-исполнительной системы, но и предприятия (см. Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.11.2007 N А33-4096/07-Ф02-8348/07 и от 14.01.2008 N А33-5892/07-Ф02-9644/07, ФАС Волго-Вятского округа от 14.04.2005 N А79-8290/2004-СК1-7828, ФАС Центрального округа от 20.04.2006 N А54-5670/2005С4, ФАС Уральского округа от 27.03.2007 N Ф09-1945/07-С3).

Таким образом, приходим к выводу, что государственные унитарные предприятия Федеральной службы исполнения наказаний имеют право на применение льготы по налогу на имущество, предусмотренной п. 1 ст. 381 НК РФ.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

09.02.2009