Организация оказывает услуги по размещению рекламы на рекламных щитах, при этом на этих же рекламных щитах размещена и реклама самой организации. Вправе ли организация в указанном случае при исчислении физического показателя "Площадь, предназначенная для нанесения изображения (в квадратных метрах)" в целях уплаты ЕНВД не учитывать площадь рекламного щита, занятую рекламой самой организации?

Ответ: Организация вправе в целях уплаты ЕНВД при исчислении физического показателя "Площадь, предназначенная для нанесения изображения (в квадратных метрах)" не учитывать площадь рекламного щита, занятую рекламой самой организации, - такова позиция Президиума ВАС РФ.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Организации и индивидуальные предприниматели переходят на уплату единого налога добровольно (п. 1 ст. 346.28 НК РФ).

В соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций.

В соответствии с п. 3 ст. 346.29 НК РФ для исчисления суммы единого налога при распространении наружной рекламы с использованием рекламных конструкций (за исключением рекламных конструкций с автоматической сменой изображения и электронных табло) физическим показателем является "Площадь, предназначенная для нанесения изображения (в квадратных метрах)".

Таким образом, из изложенного можно сделать вывод, что положения НК РФ не предоставляют налогоплательщику права не учитывать при определении величины физического показателя "Площадь, предназначенная для нанесения изображения (в квадратных метрах)" часть площади рекламного щита, не используемую в предпринимательской деятельности в связи с размещением собственной рекламы.

Вместе с тем Президиум ВАС РФ в п. 8 Информационного письма от 05.03.2013 N 157 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением положений главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что суд признал обоснованным исчисление физического показателя "Площадь информационного поля" без учета площади, занятой рекламой самого плательщика ЕНВД - рекламораспространителя.

Деятельность по размещению собственной рекламы не является предпринимательской и в связи с этим не охватывается системой налогообложения в виде ЕНВД.

Е. А.Башарин

Юридическая компания "Юново"

27.11.2013