О переходе от лицензирования к саморегулированию в строительной области

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМА

от 9 февраля 2009 г. N Д05-650, от 14 января 2009 г. N Д05-107

В соответствии с письмом Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России по вопросу перехода от лицензирования к саморегулированию в строительной отрасли сообщает.

Согласно Федеральному закону от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2009 г. прекращается предоставление лицензий на осуществление деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства и вводится саморегулирование в указанной сфере. При этом вышеназванным Федеральным законом предусмотрена необходимость переходного периода от лицензирования к саморегулированию деятельности в строительной отрасли.

До 1 января 2010 г. осуществление предпринимательской деятельности по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства разрешается по выбору исполнителя соответствующих видов работ на основании:

лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Кроме того, до 1 января 2010 г. после установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечня видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства требование о наличии лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", не применяется в отношении иных видов работ по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений, проектированию зданий и сооружений, строительству зданий и сооружений.

Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Прекращение лицензирования конкретного вида деятельности означает, что для осуществления соответствующего вида деятельности не требуется специального разрешения, выдаваемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и не влечет за собой прекращения действия выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям лицензий.

Вопрос о размерах компенсационных фондов для саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, проектирования и строительства был предметом постоянных дискуссий, однако принято решение, отраженное в действующей редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Одновременно информируем, что в соответствии с Положением о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 N 40, Минрегион России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства.

Таким образом, по вопросам совершенствования законодательства в указанной сфере следует обращаться в Минрегион России, который в настоящее время осуществляет анализ предложений, поступающих от органов государственной власти, проектных и строительных организаций, с целью выработки позиции по вопросам, связанным с введением саморегулирования в строительной отрасли.

Учитывая изложенное, решение о целесообразности внесения изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации может быть принято на основании анализа правоприменительной практики в ходе создания и функционирования саморегулируемых организаций.

Заместитель директора

Департамента государственного

регулирования в экономике

П. В.ПУСТЕЛЕНИН