Учитываются ли смягчающие ответственность обстоятельства при привлечении организации к ответственности за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования?

Ответ: В соответствии с п. 4 ст. 112 Налогового кодекса РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Перечень смягчающих ответственность обстоятельств содержится в п. 1 ст. 112 НК РФ. Согласно пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ судом в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть признаны иные обстоятельства, не указанные в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 112 НК РФ.

Пунктом 3 ст. 114 НК РФ предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно ст. ст. 11 и 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователь обязан один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.

В силу ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

В соответствии с п. 4 ст. 30 НК РФ налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

Федеральный закон N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, то есть является специальным по отношению к Федеральному закону N 167-ФЗ. При этом иные правила применения положений об ответственности за совершение правонарушений, чем установлены НК РФ, Федеральными законами N 27-ФЗ и N 167-ФЗ не предусмотрены.

Из анализа вышеназванных норм следует, что на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании. К указанным правоотношениям применимы, в частности, положения гл. 15 "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений" НК РФ, определяющие обстоятельства, смягчающие ответственность (п. 1 ст. 112 НК РФ), и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении названных обстоятельств (п. 3 ст. 114 НК РФ).

Данный вывод подтверждается арбитражной практикой. Например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 27.11.2006 N А43-8508/2006-9-89, ФАС Дальневосточного округа от 22.03.2005 N Ф03-А73/05-2/198, ФАС Московского округа от 26.01.2007, 31.01.2007 N КА-А41/13889-06, от 23.11.2006, 30.11.2006 N КА-А41/11565-06.

При этом в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.04.2005 N А56-23983/04 суд уменьшил размер штрафа, взыскиваемого с общественной организации инвалидов за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования, указав на общественный характер деятельности организации и на несоразмерность штрафа допущенному нарушению.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 01.02.2007 N Ф04-98/2007(30891-А67-3) обстоятельствами, смягчающими ответственность за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах, признаны совершение правонарушения впервые и отсутствие ущерба для бюджета.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18.04.2008 N А05-11047/2007 суд снизил размер взыскиваемого с организации штрафа за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, признав в качестве смягчающих ответственность обстоятельств то, что организация-страхователь признана банкротом, хозяйственную деятельность не осуществляет, а все ее работники уволены.

В Постановлении ФАС Московского округа от 20.03.2006, 13.03.2006 N КА-А40/1583-06 в качестве обстоятельств, смягчающих вину, арбитражный суд признал то, что страхователь (Всемирный фонд дикой природы) является некоммерческой благотворительной организацией, единственным источником финансирования которой являются пожертвования граждан и юридических лиц, извлечение прибыли не является целью деятельности данной организации.

В Постановлениях ФАС Уральского округа от 14.06.2006 N Ф09-5077/06-С1, от 14.06.2006 N Ф09-5079/06-С1, от 14.06.2006 N Ф09-5080/06-С1 суд пришел к выводу, что совершение нарушения впервые, отсутствие вредных последствий, несоразмерность налагаемого штрафа тяжести совершенного правонарушения могут быть учтены в качестве смягчающих ответственность обстоятельств.

Аналогичной точки зрения судьи придерживаются и при взыскании санкций за иные правонарушения в сфере обязательного пенсионного страхования, например, за нарушение срока регистрации в органах Пенсионного фонда РФ (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 08.12.2004 N Ф03-А16/04-2/2768, ФАС Поволжского округа от 17.04.2007 N А12-13309/06-С10, ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2006 N А26-12010/2005-215, ФАС Северо-Кавказского округа от 10.09.2007 N Ф08-5610/2007-2137А).

Таким образом, при определении размера подлежащего взысканию штрафа за правонарушение в сфере персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования могут быть учтены обстоятельства, смягчающие ответственность, предусмотренные НК РФ.

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания

"Налоговая помощь"

07.02.2009