Организация обратилась в налоговый орган с запросом о выдаче справки об отсутствии у нее задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов в целях участия в конкурсе на размещение заказа на поставку товаров для муниципальных нужд. Налоговый орган выдал справку о наличии неисполненной задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций. Основанием для выдачи последней послужило решение, принятое по результатам налоговой проверки, которым организации доначислены суммы налогов, соответствующих пеней и налоговых санкций. Может ли налогоплательщик оспорить выдачу указанной справки, если он не согласен с правомерностью начисления указанной в ней задолженности?
Ответ: Согласно пп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" одним из обязательных требований к участнику размещения заказа путем проведения торгов (в форме конкурса, аукциона) является отсутствие у него задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Согласно пп. 10 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций утверждена Приказом ФНС России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@ "Об утверждении Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методических указаний по ее заполнению".
Согласно п. 3 Методических указаний при формировании Справки запись "не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации" делается в случае отсутствия по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм:
- на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации;
- которые реструктурированы в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации или в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей";
- которые подлежат зачету в соответствии с решениями налогового органа, направленными в органы Федерального казначейства, но не исполненными на момент выдачи Справки.
В силу п. 4 Методических указаний при наличии по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, указанных в п. 3 настоящих Методических указаний, при формировании Справки делается запись "имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации".
В целях обеспечения надлежащего первичного учета и контроля за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации Приказом ФНС России от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@ утверждены Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" (далее - РСБ). Налоговые органы обязаны вести карточки РСБ по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, а также по каждому плательщику взносов в государственные внебюджетные фонды, администрируемые налоговыми органами.
При этом в соответствии с разд. VI Рекомендаций в карточках РСБ отражаются начисленные к уплате (доплате), уменьшению суммы налога (сбора, взноса). По решениям налоговых органов и судов информация вводится только после вступления соответствующих актов в законную силу. Суммы начисленных (доначисленных, уменьшенных) налоговых санкций налоговым органом в карточке РСБ учитываются на основании как решений судебных органов, так и решений по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, решений вышестоящих налоговых органов, отменяющих (изменяющих) решения нижестоящих налоговых органов.
Обжалование в арбитражный суд решения налогового органа о начислении сумм налога, пеней и штрафа само по себе не может свидетельствовать о недостоверности сведений, содержащихся в указанном решении. Решение налогового органа, вынесенное по результатам налоговой проверки, законно до тех пор, пока оно не будет признано незаконным вышестоящим налоговым органом или судом.
В силу п. 2 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ ненормативный правовой акт, а также действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов могут быть оспорены в арбитражном суде, если есть основания полагать, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положениями ст. ст. 137 и 138 НК РФ установлено право налогоплательщика обжаловать в суд акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 418-О нормативные положения, содержащиеся в ст. ст. 137 и 138 НК РФ, во взаимосвязи с положениями ст. ст. 29 и 198 АПК РФ не исключают обжалование в арбитражный суд решений (актов ненормативного характера) любых должностных лиц налоговых органов и, соответственно, полномочие арбитражного суда по иску налогоплательщика проверять их законность и обоснованность.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 разъяснено, что при применении ст. ст. 137 и 138 НК РФ необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.
Как правило, арбитражные суды признают незаконными действия налогового органа, выразившиеся в выдаче справки с указанием на наличие у налогоплательщика задолженности по уплате налогов и сборов, а также обязывают налоговый орган выдать справку об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов, если указанная в справке задолженность не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налогов и сборов в бюджет. Отклоняя ссылку на данные лицевого счета налогоплательщика, судьи указывают на то, что лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не означает возникновение недоимки, а налоговый орган не доказал правомерность начисления задолженности, указанной в справке (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.10.2006 N Ф04-6529/2006(27040-А75-41), ФАС Московского округа от 05.06.2008 N КА-А41/4541-08, ФАС Северо-Западного округа от 18.09.2007 N А05-2941/2007, ФАС Северо-Кавказского округа от 25.07.2007 N Ф08-4442/2007-1729А).
В Постановлении ФАС Уральского округа от 18.01.2006 N Ф09-6197/05-С2 арбитражный суд пришел к выводу, что справка о состоянии расчетов с бюджетом может рассматриваться в качестве ненормативного акта налогового органа и может быть оспорена в порядке ст. 198 АПК РФ ввиду того, что задолженность, указанная в справке, начислена налоговым органом неправомерно, а справка нарушает права налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности, так как наличие сведений о задолженности не дает налогоплательщику возможности подтвердить добросовестность исполнения обязательств по уплате налогов и сборов в различных государственных и коммерческих организациях при участии в тендерах и конкурсах.
Вместе с тем суд может отказать в удовлетворении заявленных требований, если придет к выводу, что налогоплательщик не доказал отсутствие задолженности, указанной в выданной ему справке (Постановления ФАС Московского округа от 10.07.2008 N КА-А40/5462-08-П, ФАС Поволжского округа от 13.05.2008 N А06-5464/07).
Таким образом, действия налогового органа по выдаче справки о состоянии расчетов с бюджетом с указанием на наличие у налогоплательщика задолженности могут быть оспорены в арбитражном суде в порядке ст. ст. 137, 138 НК РФ, ст. 198 АПК РФ. На налоговый орган в судебном порядке может быть возложена обязанность выдать справку об отсутствии у налогоплательщика задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.
Следует также отметить, что согласно пп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию, в случае если он обжалует наличие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.
Следовательно, налогоплательщик не лишается права участвовать в конкурсе, если представит конкурсной комиссии определение арбитражного суда о принятии к производству соответствующего заявления налогоплательщика.
Кроме того, налогоплательщик может оплатить указанную в справке налогового органа задолженность и предъявить платежный документ в конкурсную комиссию. В этом случае отказ в допуске к участию в конкурсе будет являться неправомерным (Постановление ФАС Уральского округа от 12.07.2006 N Ф09-5932/06-С5).
М. И.Дедусова
ООО "Юридическая компания
"Налоговая помощь"
07.02.2009