Законодательное регулирование качества правовых услуг

(Берлин Е. М.) ("Право и экономика", N 5, 2002) Текст документа

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРАВОВЫХ УСЛУГ

Е. М. БЕРЛИН

Берлин Евгений Максимович Специалист по гражданскому, арбитражному, процессуальному и налоговому праву. Родился 20 февраля 1975 г. в Москве. Окончил Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова в 1997 г. Автор статей по гражданскому и налоговому праву в юридических журналах.

По мере укрепления правового государства и развития конкуренции на рынке правового обслуживания все большее значение для защиты прав граждан и организаций приобретают качество юридических услуг и способы его регулирования в законодательных актах. Отсутствие в настоящее время какой-либо судебной практики по данному вопросу свидетельствует, скорее всего, не о том, что данная проблема не стоит на повестке дня, а о том, что для ее решения пока не найдено адекватных правовых механизмов.

Понятие правовых услуг

В официальных документах <*> и в практической деятельности понятия "юридические услуги" и "правовые услуги" считаются равнозначными. Однако в литературе было высказано мнение о том, что под юридическими услугами следует понимать обязательства, возникающие из договоров поручения, комиссии, агентирования, доверительного управления имуществом и коммерческой концессии (франчайзинга), особенностью которых является участие посредника - представителя, агента, комиссионера, доверительного управляющего и т. п., действующего либо от чужого имени, либо от собственного имени, но в чужих интересах <**>. -------------------------------- <*> Письмо Минюста РФ от 19 января 1998 г. N 09-27 "О лицензировании платных юридических услуг". <**> Комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М.: Фонд "Правовая культура", 1996; Романец Ю. В. "Общая характеристика договоров оказания юридических услуг (поручение, комиссия, агентирование)". Законодательство. 2001. N 4.

Исходя из этого услуги, оказываемые профессиональными юристами, следует называть не юридическими, а правовыми, и, по-видимому, именно такого мнения придерживался Высший Арбитражный Суд РФ, когда давал разъяснения по поводу некоторых особенностей оказания услуг, имеющих правовой характер <*>. -------------------------------- <*> Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 сентября 1999 г. N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг".

Однако в действующем законодательстве отсутствует общее определение правовых услуг, а их обособление производится путем перечисления их разновидностей. Так, к правовым услугам относят письменные консультации и разъяснения по юридическим вопросам, составление проектов договоров, заявлений, жалоб и других документов правового характера <*>, устные советы по правовым вопросам, поручения по ведению дел на предварительном следствии, ведение уголовных дел в судах первой, кассационной инстанций и надзорной инстанции, ведение административных дел, поручение по гражданским делам в судах первой, кассационной и надзорной инстанций, досудебная подготовка гражданских дел, представительство интересов граждан в государственных органах, в учреждениях и организациях, предоставление правовой информации с программным обеспечением в виде проблемно - ориентированных баз данных, обеспечение ежемесячными перечнями нормативных актов, предоставление копий полных текстов нормативных актов <**>, юридический консалтинг по всем отраслям права, правовую работу по обеспечению хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций любой организационно - правовой формы, правовую экспертизу учредительных и иных документов юридических лиц, подбор и систематизацию нормативных актов, составление справочников по юридическим вопросам, научно - исследовательскую работу в области права и т. д. <***> -------------------------------- <*> Пункт 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 сентября 1999 г. N 48. <**> Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163), позиция 0900003. <***> Методические рекомендации по лицензированию платных юридических услуг (выпуск 1), направлены письмом Минюста РФ от 27 декабря 1995 г. N 09-17-176-95 "О методических рекомендациях по лицензированию платных юридических услуг".

Исходя из данного перечня к правовым услугам предлагается относить услуги, для надлежащего оказания которых необходимы специальные систематизированные знания в области права. Критериями их наличия в зависимости от поставленной задачи могут являться высшее или среднее специальное юридическое образование и опыт работы по специальности, а для юридического лица - наличие сотрудников, обладающих указанной квалификацией. Некоторые правовые услуги, такие, как защита интересов клиентов на предварительном следствии или представление их интересов в Конституционном Суде РФ, могут оказываться только специальными субъектами, а именно адвокатами, представителями профессиональных союзов или других общественных объединений, а также лицами, имеющими ученую степень по юридической специальности (в Конституционном Суде РФ) <*>, другие же с отменой лицензирования платных юридических услуг могут оказываться любыми лицами, в том числе и не имеющими юридического образования, однако в этом случае клиент рискует получить некачественные услуги. -------------------------------- <*> Статья 47 УПК РСФСР, ст. 53 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Виды правовых услуг

Правовые услуги могут оказываться как в рамках договора возмездного оказания услуг (правовые консультации, составление различных документов и т. д.), так и в рамках договора поручения, если исполнитель принимает на себя обязательство совершить от имени заказчика юридические действия, например, представлять его интересы в суде. Соответственно эти разновидности обязательств регулируются либо гл. 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг", либо гл. 49 ГК РФ "Поручение", причем в соответствии с п. 2 ст. 779 ГК РФ правила о договоре возмездного оказания услуг к услугам, оказываемым в рамках договора поручения, не применяются. Поэтому нельзя согласиться с тем, что услуги судебного представительства не предусматривают совершения действий, влекущих возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, и в связи с этим регулируются исключительно гл. 39 ГК РФ <*>. Данная точка зрения правомерна только в том случае, если доверитель лично участвует в деле, а помощь представителя ограничивается консультациями, советами и совершением других действий, не порождающих для доверителя конкретных прав и обязанностей (допрос свидетелей, выступление в прениях сторон и т. д.) -------------------------------- <*> Романец Ю. В. Указ. соч.

Из содержания ст. 46 ГПК РСФСР и ст. 50 АПК РФ следует, что судебный представитель совершает от имени представляемого процессуальные действия, которые порождают для представляемого процессуальные права и обязанности. Так, подписание представителем искового заявления и направление его в арбитражный суд после принятия его судьей создает для представляемого права и обязанности, предусмотренные ст. 33 АПК РФ, а отказ представителя от иска при условии принятия его судом прекращает право представляемого на обращение в арбитражный суд с тождественным иском <*>. -------------------------------- <*> Пункт 6 ст. 85, п. 3 ст. 86 АПК РФ.

Более того, действия судебного представителя могут создавать для представляемого не только процессуальные, но и материально - правовые последствия, например, в случае заключения им мирового соглашения. Чаще всего договор на оказание правовых услуг включает в себя как обязательства по представлению интересов клиента, так и по совершению для него неюридических действий, поскольку ведение дела в суде или другом органе обычно сопровождается составлением различных документов, анализом законодательства, предоставлением консультаций по различным вопросам и т. д. В силу п. 3 ст. 421 ГК РФ такой договор является смешанным, и в соответствующих частях к нему применяются правила о договорах поручения и возмездного оказания услуг, что, безусловно, вызывает трудности при определении норм, подлежащих применению к конкретным правам и обязанностям сторон.

Качество правовых услуг, не связанных с совершением юридических действий

В соответствии со ст. 783 ГК РФ общие положения о подряде и положения о бытовом подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. ст. 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Таким образом, качество правовых услуг, не связанных с совершением от имени клиента юридических действий, регулируется нормами, относящимися к договору подряда с учетом специфики данных отношений. В соответствии со ст. ст. 721, 783 ГК РФ качество правовых услуг должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к этим услугам. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, оказанные услуги должны обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока их результат должен быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата услуги такого рода. Несмотря на то, что услуги, в отличие от работ, не приводят к возникновению овеществленного результата, их содержание может заключаться не только в совершении определенных действий, но и в достижении некоторой цели, имеющей нематериальный характер. В связи с этим правомерно говорить о том, что результат услуги должен соответствовать определенным требованиям, а также о том, что он должен быть пригодным для использования в течение установленного договором срока, а при его отсутствии - разумного срока. Например, если через 24 часа после передачи клиенту письменной консультации вступил в силу правовой акт, регулирующий этот же вопрос иным образом по сравнению с ранее действовавшим законодательством, и эти изменения не были отражены в консультации, то клиент вправе предъявить претензии к качеству оказанных услуг в связи с тем, что их результат не был пригоден для обычного использования в течение разумного срока. Если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услугам, исполнитель, действующий в качестве предпринимателя, обязан оказать услуги, соблюдая эти обязательные требования. Однако обязательные требования к правовым услугам в действующем законодательстве практически отсутствуют. Статья 51 УПК РСФСР устанавливает, что защитник обязан использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выявления обстоятельств, оправдывающих подозреваемого или обвиняемого, смягчающих их ответственность, оказывать им необходимую юридическую помощь, но данные требования нельзя признать исчерпывающей характеристикой качества правовых услуг в уголовном судопроизводстве. Следовательно, если стороны не установили в договоре условия о качестве правовых услуг, то они должны определяться в зависимости от предмета договора. Так, письменные и устные консультации должны соответствовать законодательству, регулирующему соответствующие правоотношения, а при наличии в нем неясностей, пробелов или противоречий отражать указанные проблемы и содержать информацию о возможности их решения. Если клиентом ставится вопрос о способах достижения определенного правового результата (выигрыша дела и т. п.), то консультация должна содержать ссылки на судебную или административную практику рассмотрения аналогичных дел (при ее наличии), а также оценку вероятности достижения цели, указанной клиентом. Однако даже в том случае, если позиция клиента полностью соответствует законодательству, нужно считать нарушением требований к качеству правовых услуг указание на стопроцентную вероятность выигрыша дела или достижения другого правового результата, а также информирование клиента о том, что юрист гарантирует достижение поставленной цели при любых обстоятельствах. Подобные утверждения следует квалифицировать как намеренное введение в заблуждение, поскольку общеизвестным является тот факт, что выигрыш дела зависит не только от содержания соответствующих правовых норм, но и от наличия или отсутствия у клиента возможности для собирания доказательств, обосновывающих его позицию, а также от деятельности конкретного правоприменителя, т. е. от его квалификации, наличия или отсутствия заинтересованности в исходе дела и т. д. Составленные юристом проекты договоров должны соответствовать действующему законодательству, а также предоставлять клиенту права и преимущества, о которых юрист был поставлен в известность и, кроме того, в них не должно быть условий, ущемляющих интересы клиента, за исключением тех случаев, когда это вызвано потребностями его хозяйственной деятельности. В проекте договоров не должно быть неоднозначных формулировок, буквальный смысл которых позволяет давать им различные толкования, в результате чего клиенту может быть причинен ущерб. Кроме того, явным нарушением требований к качеству правовых услуг должны считаться всевозможные ошибки и опечатки, если они привели к искажению значимых для клиента условий договора (например, банковских реквизитов). Заявления, жалобы и другие документы правового характера должны быть адресованы органу или должностному лицу, которые управомочены их рассматривать, и содержать требования или информацию, предусмотренную действующим законодательством в соответствии с его формулировками. Кроме того, в них должен присутствовать правовой анализ сложившейся ситуации, а также обосновываться позиция клиента с точки зрения законодательства. Явными нарушениями требований к качеству услуг можно считать составление жалоб и заявлений с нарушениями правил и процедур, предусмотренных в соответствующих органах, которые привели к отказу в их рассмотрении или повлекли для клиента другие неблагоприятные последствия. Также следует считать ненадлежащим исполнением ссылки в жалобе или заявлении на правовые нормы, ставящие под сомнение позицию клиента, или подтверждение в них обстоятельств, наличие которых может ухудшить его положение. При проведении досудебной подготовки гражданских и арбитражных дел, которая помимо анализа действующего законодательства обычно заключается в собирании и закреплении доказательств, юрист обязан правильно определить предмет доказывания, а также средства доказывания, которые необходимо использовать в данном деле. Обнаружив неполноту доказательственной базы, юрист должен сообщить клиенту об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, а также о доказательствах, которые нужно иметь в наличии для предоставления в суд. При отсутствии их у клиента юрист обязан разъяснить, какие конкретно доказательства и какими способами необходимо получить, а если договор на оказание правовых услуг предусматривает соответствующие обязанности, то принять меры для собирания и закрепления доказательств самостоятельно. Кроме того, качественная досудебная подготовка должна предусматривать комплекс мер по предотвращению уничтожения или сокрытия доказательств со стороны заинтересованных лиц, особенно в отношении тех обстоятельств, доказывание которых обычно затруднено (например, наличие определенной информации на сайте в сети Интернет). Экспертиза учредительных и иных документов юридических лиц должна проводиться исходя из требований, установленных законодательством на момент их регистрации, издания или утверждения, а также на момент проведения экспертизы с указанием имеющихся несоответствий и их возможных последствий для нормальной деятельности клиента, а также на способы их устранения. Однако в связи с отсутствием общих подходов к определению требований, обычно предъявляемых к правовым услугам, на практике эта проблема может вызывать серьезные затруднения.

Качество правовых услуг, связанных с совершением юридических действий

Конструкция договора поручения предусматривает, что поверенный обязан исполнить поручение в соответствии с указаниями доверителя (ст. 973 ГК РФ). Это правило снимает необходимость в регламентации качества услуг поверенного, поскольку его главной обязанностью является точное следование указаниям доверителя. Однако это не вполне соответствует цели, которую ставит перед собой клиент, обращающийся к юристу для представления своих интересов в суде или другом органе. Поскольку особенностью правовых услуг является необходимость в наличии у исполнителя квалификации в области права, клиент заинтересован не в том, чтобы юрист выполнял его указания, а в том, чтобы он использовал свои юридические знания для достижения конкретного результата. Клиент вообще не в состоянии, как того требует закон, дать юристу правомерные, осуществимые и конкретные указания по поводу ведения дела, а также любые другие указания, поскольку, как правило, он не разбирается в сути вопроса. Между тем в соответствии с буквальным смыслом ст. 973 ГК РФ при наличии возможности юрист обязан каждый раз запрашивать у клиента разрешение на отступление от его указаний, в противном случае исполнение договора с его стороны будет считаться ненадлежащим. Данные ограничения имеют смысл только при принятии решений, которые могут повлиять на исход дела в целом, например, о признании иска, заключении мирового соглашения и т. д., но являются весьма затруднительной формальностью при решении текущих вопросов. Таким образом, нормы о договоре поручения не отражают специфику отношений по оказанию правовых услуг, связанных с совершением от имени клиента юридических действий, и в связи с этим имеется необходимость в их дополнительной регламентации. Однако это не означает, что при отсутствии в договоре поручения указаний клиента по поводу ведения судебного дела юрист не должен нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. В этом случае суд должен выяснить действительную общую волю сторон с учетом цели договора (ст. 431 ГК РФ), а значит, при отсутствии в нем каких-либо особенностей руководствоваться требованиями, обычно предъявляемыми к судебному представительству. При этом некачественным оказанием услуг может считаться только грубое нарушение юристом обычных требований, которое привело к ущемлению прав клиента, такое, как, например, незаявление представителем ответчика о пропуске истцом срока исковой давности или предъявление искового заявления с нарушением требований, предусмотренных законодательством. Поскольку судебное представительство включает в себя не только систематическую и целенаправленную работу над делом, но и элементы творчества, обычно предъявляемые требования к качеству услуг должны соответствовать возможностям "среднего" квалифицированного юриста и не могут, например, включать в себя обязанность изобличить лжесвидетеля умело поставленными вопросами или воздействовать на эмоциональное состояние присяжных таким образом, чтобы они вынесли вердикт о невиновности подсудимого. Качественное оказание услуг судебного представительства в зависимости от условий договора должно предусматривать детальный правовой анализ ситуации с учетом судебной практики, досудебную подготовку дела, отвечающую изложенным выше критериям, своевременное совершение процессуальных действий в соответствии с установленными правилами, личное участие представителя в судебных заседаниях, своевременное представление суду всех необходимых доказательств, а в случае необходимости заявление ходатайств об их истребовании или обеспечении, грамотное и последовательное изложение позиции клиента в письменной или устной форме, участие в судебных прениях и заявление обоснованных возражений против аргументов, выдвигаемых противной стороной, и т. д. Несмотря на то, что процессуальное законодательство не связывает применение судом правовых норм со ссылкой на них со стороны лиц, участвующих в деле, и их представителей, юрист в любом случае обязан ссылаться на нормативные акты, обосновывающие позицию своего клиента, в противном случае качество оказанных им правовых услуг должно считаться ненадлежащим. В отличие от других видов услуг, оценка качества судебного представительства в случае возникновения спора не может производиться на основании заключения эксперта (т. к. данный вопрос является правовым), поэтому ее будет осуществлять суд с учетом уже состоявшихся решений по делу, в котором участвовал представитель. Суду, рассматривающему претензии клиента, в любом случае придется оценивать эти решения с точки зрения того, как закончилось бы дело, если бы судебный представитель не нарушил обычные требования к качеству услуг (например, представил бы доказательства в арбитражный суд первой, а не апелляционной инстанции, которой они не были приняты), что в некоторых случаях может поставить под сомнение законность ранее вынесенных судебных актов.

Применение законодательства о защите прав потребителей

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. Поскольку в данной норме говорится о любых обязательствах, а не только об обязательствах по возмездному оказанию услуг, следует признать, что под ее действие подпадают также и договоры поручения. Кроме того, на возможность применения к договору поручения законодательства о защите прав потребителей косвенно указал Пленум Верховного Суда РФ, включив в число регулируемых отношений близкий к нему договор комиссии <*>. -------------------------------- <*> Пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей".

Несмотря на то, что в Приказе ГАК РФ от 20 мая 1998 г. N 160 содержится разъяснение о том, что Закон РФ "О защите прав потребителей" не распространяется на отношения, связанные с осуществлением правосудия, оно не может применяться к договорам поручения, заключенным между лицами, участвующими в деле, и их представителями. Указанные договоры не являются составной частью процесса рассмотрения судами гражданских и уголовных дел в судебном заседании (правосудия) и регулируются другой отраслью права. Таким образом, отношения гражданина - потребителя и организации или индивидуального предпринимателя по оказанию правовых услуг независимо от вида обязательств регулируются Законом РФ "О защите прав потребителей" и в связи с этим имеют некоторые особенности. В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 4 указанного Закона при отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями. В связи с этим встает вопрос об обычной цели, которую ставит перед собой клиент при заключении договора на оказание правовых услуг. Обычно, заключая договор на судебное представительство, он рассчитывает на полный или частичный выигрыш своего дела, но в то же время сам по себе проигрыш не может свидетельствовать о ненадлежащем выполнении юристом своих обязанностей, поскольку судебное решение зависит не только от его действий, но и от других обстоятельств. Таким образом, вынесение судом или другим органом решения, не соответствующего цели, которую имел в виду гражданин - потребитель при заключении договора на представление своих интересов в суде, является основанием для привлечения юриста к ответственности за некачественное оказание правовых услуг только в том случае, когда это стало следствием нарушения требований, указанных в договоре, а в случае их отсутствия - требований, обычно предъявляемых к правовым услугам.

* * *

Отношения по оказанию правовых услуг имеют свою специфику, связанную с особенностями юридической деятельности в целом и работы судебных и иных правоохранительных органов в частности. Неурегулированность многих аспектов этих отношений создает правовую неопределенность, которая нередко выливается в конфликты между юристами и клиентами. Поэтому представляется необходимым принятие отдельного нормативного акта, в котором были бы отражены вышеуказанные особенности, в том числе специальные требования к качеству правовых услуг.

------------------------------------------------------------------

Название документа