Продажа предприятий в России

(Коган Э. Э.) ("Законодательство и экономика", N 4, 2002) Текст документа

ПРОДАЖА ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ

Э. Э. КОГАН

Э. Э. Коган, заслуженный юрист России, кандидат юридических наук.

Продажа предприятий в нашей стране началась после принятия Указа Президента РФ "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур" от 14 июня 1992 г. N 623. Основаниями для признания государственного предприятия банкротом согласно Указу признавались: невыполнение им в течение 3 месяцев своих обязательств перед бюджетом (кроме предприятий, получивших в установленном порядке инвестиционный налоговый кредит) и необеспечение выполнения требований юридических и физических лиц, имеющих к нему имущественные претензии, в течение 3 месяцев со дня наступления срока их исполнения; наличие долговых обязательств на сумму, превышающую двухкратную стоимость имущества предприятия. Указ предусматривал процедуру санации (оздоровления) предприятия. Когда это не помогало, санация могла быть досрочно отменена, предприятие объявлялось банкротом, после чего назначался конкурс по продаже предприятия и его имущества (п. 23 Указа). В отсутствие Закона о банкротстве Указ создавал правовую базу ликвидации и продаже предприятий и их имущества. Применение такой упрощенной формы банкротства не всегда давало веские основания для продажи предприятий, поэтому применение Указа сводилось в основном к процедуре санации экономического и финансового состояния предприятий - банкротов, что продляло им жизнь за счет государственных финансовых вливаний. Письмом Минэкономики РФ "О разработке процедуры санации, реорганизации и прекращении деятельности несостоятельных предприятий" от 16 сентября 1993 г. N АШ-598/6-210 были предусмотрены оздоровительные процедуры для предприятий - банкротов, и многие воспользовались ими. Этому также способствовало Постановление Правительства РФ от 20 сентября 1993 г. N 926, которым было утверждено Положение о федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ. Целью этой структуры было предотвращение банкротства и подготовка рекомендаций по его устранению (п. 4 Постановления). Довольно сложную ситуацию с банкротством предприятий, их ликвидацией и продажей их имущества в определенной степени разрешил Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 19 ноября 1992 г. N 3929-1, который был введен в действие с 1 марта 1993 г. Несмотря на ряд недостатков, Закон регулировал отношения по банкротству в период перехода к рыночной экономике. В ст. 2 Закон предусматривал реорганизационные, ликвидационные процедуры и мировое соглашение по банкротству. Впервые вводилась добровольная процедура ликвидации несостоятельного предприятия, что, однако, на практике стало использоваться как возможность "растащить" предприятие за долги, несмотря на ограничительные нормы Закона о том, что добровольная ликвидация должников была возможна по решению учредителей, собственника имущества, а также при согласии кредиторов и под их контролем. К процедурам банкротства были отнесены ликвидация предприятия - должника по решению арбитражного суда; добровольная ликвидация; ликвидация, которая могла осуществляться в процессе конкурсного производства. На всех этих процедурах мы останавливаться не будем, поскольку само по себе банкротство предприятий - отдельная тема. Между тем, анализируя отдельные положения Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий, мы видим, что Закон значительно расширил возможности по продаже и покупке предприятий, поскольку процедуры ликвидации банкротов стали распространяться не только на государственные предприятия, но и на акционерные общества других организационно - правовых форм, относящихся к различным формам собственности. О масштабах этого явления можно судить по данным, опубликованным в Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ. Так, за 1997 г. в порядке арбитражного производства было признано банкротами 1234 предприятия и организации, а добровольно ликвидировалось только 151. В 1998 г. были признаны банкротами уже 3007 предприятий и организаций и 110 признали банкротство добровольно. На 12 ноября 1999 г. признаны банкротами уже 5594 предприятия и организации, конкурсное производство с участием конкурсных управляющих назначено в отношении 2608 банкротов, признано банкротство 260 кредитных организаций и 45 банкротов добровольно ликвидировались. 22 декабря 1993 г. Указом Президента РФ "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий" N 2264 Федеральному управлению по делам о несостоятельности (банкротстве) поручалось представлять от имени государства интересы собственника при разрешении вопросов о банкротстве федеральных государственных предприятий, а также предприятий и организаций, в капитале которых имеется доля (вклад) Российской Федерации. Вскоре было принято Постановление Правительства "О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" от 10 февраля 1994 г. N 96. Оно резко ограничило возможности по созданию и ликвидации предприятий с федеральной формой собственности: путем введения весьма сложной процедуры согласования этих вопросов с различными органами. Последнее слово оставалось за Правительством. Чтобы создать или ликвидировать предприятие, нужно было представить Правительству совместные ходатайства Госкомимущества, Минэкономики и федерального органа исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Кроме того, решения о создании или ликвидации федеральных предприятий подлежали согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ. В дальнейшем было издано еще несколько подзаконных актов - постановлений Правительства и указов Президента РФ, призванных уточнить и конкретизировать процедуры банкротства и продажи предприятий. Так, 20 мая 1994 г. Постановление Правительства "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" N 498. В нем предусмотрено, что процедуры банкротства могут быть начаты после принятия решений: о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным; о наличии реальной возможности у предприятия - должника восстановить свою платежеспособность; о наличии (отсутствии) реальной возможности утраты платежеспособности предприятия, когда оно не может выполнить свои обязательства перед кредиторами. Этим же Постановлением определены критерии неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий (приложение N 1), утверждено Положение о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий (приложение N 2); утверждено также Положение о порядке принятия решений о добровольной ликвидации предприятий - должников (приложение N 3). Очевидно, это Постановление не в полной мере решало проблемы, связанные с продажей предприятий, поэтому уже через три дня, 23 мая 1994 г., Президент РФ издает Указ "О реформе государственных предприятий" N 1003. Реформа, хотя и началась несколько раньше, но находилась в зародышевом состоянии. Можно считать, что фактически она началась после принятия названного Указа, которым было запрещено создание новых федеральных государственных предприятий с закреплением за ними государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения: создание на базе ограниченного круга ликвидируемых федеральных государственных предприятий, предприятий хозяйствующих учреждений - казенных заводов, фабрик и хозяйств с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества ликвидируемых федеральных государственных предприятий. Государственные предприятия - должники тянули государство назад от экономических и рыночных реформ. 2 июня 1994 г. Президент издал Указ "О продаже государственных предприятий - должников" N 1114, утверждающий Положение о порядке продажи государственных предприятий - должников. Действие Указа распространялось на предприятия - должники, находящиеся в государственной собственности, по которым на момент принятия решения о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным не утвержден в установленном порядке план приватизации, а также на находящиеся в государственной собственности пакеты акций предприятий - должников. Указом предусматривалось, что продажа государственных предприятий - должников, признанных неплатежеспособными, осуществляется путем: реализации на коммерческих и инвестиционных конкурсах предприятий - должников с сохранением статуса юридического лица; ликвидации предприятий - должников и последующей реализации на аукционах, коммерческих или инвестиционных конкурсах их имущества (активов); реализации на аукционах находящихся в государственной собственности долей (паев, акций) предприятий - должников. С момента принятия решения о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса полномочия на заключение и расторжение контракта с руководителем такого предприятия переходили к Федеральному управлению по делам о несостоятельности (банкротстве) или к соответствующему органу исполнительной власти субъекта РФ. Одновременно с принятием решения о признании предприятия, находящегося в государственной собственности, неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса должен был решаться и вопрос об освобождении руководителя предприятия - должника как не соответствующего занимаемой должности, а управление по делам о несостоятельности (или его орган) должно было заключить договор подряда на управление предприятием до его продажи новому собственнику (п. 4 Указа). В Положении о продаже государственных предприятий - должников довольно подробно изложены общие положения по этому вопросу: в разделе втором - порядок продажи предприятий, в третьем - их имущества (активов). В четвертом разделе регламентирован порядок продажи находящихся в государственной собственности долей (паев, акций) таких предприятий. Положением предусматривалось, что решение о продаже предприятия принимает собственник имущества, субъект РФ (в отношении своих предприятий), а инициатива в принятии решения об обязательной продаже может принадлежать Федеральному управлению, предприятию - должнику, кредиторам по просроченным обязательствам предприятия, прокурору, а также Госкомимуществу (ныне Мингосимущество РФ) и его органам на местах, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. Под продажей предприятий - должников с сохранением юридического лица понимается продажа его имущества, а также имущественных и личных неимущественных прав предприятий в полном объеме, осуществляемая в соответствии с процедурой, установленной Положением. Правом участия в конкурсе обладают любые физические и юридические лица (в том числе и иностранные), не являющиеся ограничиваемыми лицами, своевременно подавшие документы и внесшие в установленном порядке залог (задаток) в размере 100 процентов начальной цены предприятия. Обязательными условиями конкурса признавались: погашение не менее 20 процентов просроченной кредиторской задолженности предприятия - должника в срок не более одного месяца со дня заключения договора купли - продажи; обязательство по реорганизации предприятия - должника в месячный срок с момента заключения договора купли - продажи. В условия конкурса могли также включаться: сохранение деятельности предприятия по производству отдельных видов товаров (работ, услуг) - исключительно на основании ходатайства антимонопольных органов в случае, если по этим видам товаров (работ, услуг) предприятие - должник занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке; сохранение численности рабочих мест - исключительно на основании ходатайства местной администрации в случае, если предприятие является градообразующим; объем инвестиций в предприятие. Этот перечень условий конкурса являлся исчерпывающим, то есть не допускающим предъявление каких-либо иных условий. Как оценить продаваемое предприятие? На этот вопрос сегодня затрудняются ответить даже специалисты по продаже недвижимости. Отечественные предприятия отличаются значительной спецификой - например, на многих из них наряду с основной продукцией выпускается мебель, детские коляски, различные игрушки, бытовая техника и другие товары, которые, не относясь основному производству, могут быть более рентабельны, чем продукция основного производства. Генеральный директор Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса Б. Леонтьев считает, что сложившиеся в зарубежной практике оценки стоимости предприятий, границы стоимости предприятий применимы к отечественным аналогам с большими оговорками. Например, хлебопекарня стоит 15 процентов годового объема продаж плюс стоимость оборудования и товарных запасов, аптека - 75 процентов годовой выручки, бухгалтерская фирма - 90 - 150 процентов годовой выручки, а таксопарк - 80 процентов скорректированной прибыли <*>. Такая оценка весьма условна. Она не отражает финансовое состояние предприятия - должника, от продажи которого необходимо выручить деньги для удовлетворения требований кредиторов, выплатить заработную плату, пособия сотрудникам и т. п. -------------------------------- <*> Экономика и жизнь. 1997. N 1. С. 39.

Распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. N 31-Р были утверждены "Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса", в соответствии с которыми следовало анализировать результаты финансовой деятельности предприятий и при этом учитывать их активы и пассивы. Пунктом 13 Указа Президента РФ "О продаже государственных предприятий - должников" устанавливалось, что начальная цена должна определяться по бухгалтерским данным с учетом результатов переоценки основных фондов предприятия после 1 января 1992 г., но в любом случае должна составлять не менее 100 МРОТ. По результатам конкурса продавец был обязан не позднее чем через три дня с момента подведения итогов заключить договор купли - продажи с покупателем, вернуть депонированные средства иных участников конкурса, а также направить средства, депонированные победителем конкурса, на погашение просроченной кредиторской задолженности предприятия всем кредиторам пропорционально суммам долга. С момента заключения договора купли - продажи предприятие - должник считается переданным покупателю, и в течение одного месяца покупатель обязан осуществить необходимые юридические действия по реорганизации предприятия - должника в соответствии с законодательством РФ. Если приобретенное предприятие имело просроченную задолженность перед его покупателем, то соответствующие обязательства должны были считаться надлежащим образом исполненными и засчитываться в суммарный объем погашения покупателем просроченной кредиторской задолженности предприятия - должника. Если конкурс по продаже предприятия - должника не состоялся либо результаты его проведения аннулированы и не принято решение о проведении повторного конкурса, продаже подлежали активы предприятия - должника. Решение о продаже активов уполномочены принимать Мингосимущество РФ или соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации в отношении любых предприятий - должников, за исключением тех, приватизация которых запрещена в соответствии с Государственной программой приватизации. При этом кредиторы должника могли возражать против решения о продаже его активов, но, если в течение 30 дней с момента оповещения кредиторов предприятия - должника не получено ни одного заявления от кредиторов, не имеющих обеспеченных залогом обязательств предприятия, срок исполнения которых наступил, о несогласии с решением о ликвидации и продаже активов предприятия, решение считалось согласованным со всеми кредиторами. Особый порядок продажи предприятий товариществам, созданным только работниками предприятий, где численность инвалидов составляет 50 и более процентов общего числа работников, был установлен распоряжением Госкомимущества России от 21 ноября 1994 г. N 2714-Р, которым утверждено Положение по этому вопросу, предусматривающее продажу предприятий указанным товариществам по остаточной стоимости (п. 4). Этим же распоряжением, помимо льготного порядка продажи, устанавливались некоторые гарантии для работников предприятия, например, в виде обязательства покупателя по сохранению численности занятых на предприятии инвалидов не менее 5 лет, обеспечению им специальных условий труда и сложившихся социальных гарантий (п. 6). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 469, которым утверждено Положение о продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий, под такой продажей понимается продажа в собственность граждан и юридических лиц имущества (активов) государственных (муниципальных) предприятий, в отношении которых приняты решения о ликвидации, а также государственного (муниципального) имущества, оставшегося после ликвидации указанных предприятий, при отсутствии со стороны продавцов требований к покупателю о выполнении каких-либо условий в отношении объекта продажи, к которым относятся: вещи, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, входящие в состав обособленного имущества ликвидируемого предприятия, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, либо оставшиеся после ликвидации предприятия. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 917 были утверждены нормативы распределения средств, полученных от продажи предприятий - должников, находящихся в федеральной собственности. Установлено, что вся сумма, вырученная от продажи предприятия, дифференцированно распределяется на целевое финансирование содержания объектов социально - культурной сферы предприятий - должников, передаваемых в государственную собственность субъектов РФ или муниципальную собственность. Постановлением подробно регламентировалось распределение вырученных сумм между бюджетами разных уровней и их целевое назначение. В процессе разработки нормативной базы по продаже предприятий, их имущества (активов), паев, акций всегда возникал вопрос о финансовом оздоровлении банкротов. В связи с этим Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) 24 октября 1994 г. опубликовало "Методические рекомендации по выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной поддержке, а также по определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с неэффективностью" N 70-Р <*>. Эти рекомендации свелись в основном к необходимости восстановления платежеспособности неплательщиков, установлению сроков проведения санации предприятий, определению размера государственной финансовой помощи, а по существу - к выдаче государственных кредитов под незначительные проценты для поддержки неплатежеспособных предприятий. ------------------------------- <*> Экономическая газета. 1994. N 45. Ноябрь. С. 17.

В Постановлении Правительства РФ "О дополнительных мерах по реализации законодательства РФ о несостоятельности (банкротстве) предприятий и организаций" от 25 апреля 1995 г. N 421 были даны указания организационного порядка Федеральному управлению по делам о несостоятельности (банкротстве), а также уточнен п. 2.2 Постановления от 12 августа 1994 г. N 917 о том, что 10 процентов средств от продажи предприятий перечисляются на мероприятия по антикризисному управлению предприятиями - должниками не в федеральный бюджет, а непосредственно Федеральному управлению. Федеральное управление России по делам о несостоятельности (банкротстве) претерпело неоднократные реорганизации в связи с принятием указов Президента РФ, оформляющих изменения в системе федеральных органов исполнительной власти, Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 848 число работников Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению было увеличено до 150 человек, а на местах - до 890. Руководитель Службы может иметь 6 заместителей, в том числе - двух первых заместителей, и образовывать коллегию в составе 15 человек. Согласно ст. 132 Гражданского кодекса РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, и как таковой является недвижимым имуществом. Предприятие или его часть могут быть объектом купли - продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с изменением, прекращением или установлением вещных прав. В состав предприятия входят: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги и др. Ликвидация предприятий предусмотрена также статьей 61 ГК РФ и означает полную ликвидацию юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим и физическим лицам. Ликвидируется предприятие по решению учредителей, собственника или по решению суда. Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия. Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации предприятия, предусмотрены ст. ст. 62 - 65 ГК, но нас интересует в данном случае не сам порядок ликвидации, предусмотренный гражданским законодательством, а возможности купли - продажи предприятия как юридического лица, в частности в случае его ликвидации. Продажа предприятий предусмотрена ст. ст. 559 - 566 ГК (параграф 8 главы 30 ГК). К договорам купли - продажи предприятий применяются также нормы параграфа 7 главы 30 ГК (ст. ст. 549 - 558) о продаже недвижимости. По договору продажи продавец обязуется передать в собственность покупателю предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые он не вправе передавать другим лицам. Вместе с предприятием к покупателю одновременно переходят: право на фирменное наименование; товарный знак; знак обслуживания и т. п. Продавец не вправе передавать вместе с предприятием лицензию на продажу или на занятие соответствующей деятельностью. Если покупателю в составе предприятия передаются обязательства продавца, например перед кредиторами, то за неисполнение таких обязательств продавец и покупатель несут перед кредиторами солидарную ответственность. Договор купли - продажи предприятия заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписываемого сторонами, с обязательным приложением к нему акта инвентаризации, бухгалтерского баланса, заключения аудитора о составе и стоимости предприятия, перечня всех видов долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований. Несоблюдение формы договора продажи предприятия влечет за собой его недействительность. Договор продажи предприятия подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ. Этот Закон действует с 30 января 1998 г. Стоимость предприятия определяется договором купли - продажи на основе инвентаризации и с учетом переоценки основных фондов, которая проводится на 1 января каждого года. Кредиторы по обязательствам, включенным в состав продаваемого предприятия или его имущества в целом, должны быть письменно уведомлены о состоявшейся сделке продавцом или покупателем до передачи предприятия или его имущества. Кредитор, который не сообщил письменно продавцу или покупателю о своем согласии на перевод долга, вправе в течение трех месяцев со дня получения уведомления о продаже потребовать либо прекращения или досрочного исполнения обязательства и возмещения продавцом причиненных этим убытков, либо признания договора продажи недействительным полностью или в соответствующей части. Кредитор, который не был уведомлен о продаже предприятия, вправе предъявить иск об удовлетворении своих требований в течение одного года со дня, когда он узнал или должен был узнать о передаче предприятия продавцом покупателю (ст. 562 ГК). После передачи предприятия покупателю продавец и покупатель несут солидарную ответственность перед кредиторами по включенным в состав переданного предприятия долгам, которые продавец перевел на покупателя при продаже без согласия кредиторов (ст. 562 ГК). Передача предприятия покупателю осуществляется по передаточному акту, в котором указываются данные о составе предприятия и об уведомлении кредиторов о его продаже, а также сведения о выявленных недостатках переданного имущества и перечень имущества, обязанности по передаче которого не исполнены продавцом ввиду его утраты. Подготовка предприятия к передаче, включая составление и представление передаточного акта, является обязанностью продавца и осуществляется за его счет, если иное не предусмотрено договором купли - продажи. Согласно ст. 563 ГК предприятие считается переданным покупателю со дня подписания передаточного акта обеими сторонами. Именно с этого момента на покупателя и переходит риск случайной гибели или повреждения имущества предприятия, переданного в его составе. Однако право собственности на предприятие переходит к покупателю с момента государственной регистрации этого права в органах юстиции по месту нахождения предприятия. Часто продавец предусматривает и закрепляет за собой право собственности на предприятие до момента оплаты его стоимости или наступления иных обстоятельств, но и в этом случае покупатель вправе распоряжаться переданным ему в составе предприятия имуществом и правами в той мере, в какой это необходимо для целей деятельности предприятия (ст. 564 ГК). Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ направил в арбитражные суды России информационное письмо "Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли - продажи недвижимости" от 13 ноября 1997 г. N 21 <*>, в котором указано, что Гражданский кодекс РФ предусматривает обязательную регистрацию договора купли - продажи предприятия, но регистрация перехода права собственности не означает регистрацию самого договора купли - продажи, поэтому договор следует считать заключенным с момента его подписания, а не с момента государственной регистрации. -------------------------------- <*> Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1998. N 1.

Если продавец может предусмотреть в договоре купли - продажи право собственности на продаваемое предприятие (ст. 564 ГК) до оплаты предприятия или наступления иных обстоятельств, то покупатель в случае передачи продавцом в состав предприятия долгов (обязательств), которые не были указаны в договоре купли - продажи или в передаточном акте, вправе потребовать уменьшения покупной цены, а не ограничения правопреемства. Так, товарищество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к комитету по управлению имуществом о внесении в договор купли - продажи изменений. Истец просил включить в договор пункт о том, что покупатель становится правопреемником прав и обязанностей приобретаемого предприятия в соответствии с условиями конкурса. В обоснование исковых требований истец указал, что комитет по управлению имуществом объявил в условиях конкурса, опубликованного в печати, что продаваемое предприятие - магазин "Овощи" имеет кредиторскую задолженность в размере 10 миллионов рублей. Однако после оформления договора купли - продажи выяснилось, что фактическая кредиторская задолженность составляет 40 миллионов. Решением арбитражного суда в иске было отказано. Апелляционная и кассационная инстанции оставили это решение без изменений. Фактически внесение в договор условия, которое ограничивало бы правопреемство покупателя по обязательствам приобретенного предприятия объемом кредиторской задолженности, указанным в сообщении об условиях конкурса по продаже магазина, не основано на законе. В то же время покупатель на основании ч. 3 ст. 565 ГК вправе требовать уменьшения покупной цены в случае передачи ему в составе предприятия долгов (обязательств) продавца, которые не были указаны в договоре или передаточном акте, если продавец не докажет, что покупатель знал о таких долгах (обязательствах) при заключении договора и передаче предприятия, но такие требования им не были заявлены и не были предметом судебного разбирательства. Когда предприятие продается с недостатками, которые отражены в договоре купли - продажи или в передаточном акте (ст. 565 ГК), покупатель вправе требовать уменьшения покупной цены, если самим договором при его заключении не были предусмотрены иные требования. Обычно продаются предприятия с весьма изношенным и устаревшим оборудованием, со зданиями и сооружениями, пришедшими в ветхое состояние, поэтому покупателей нередко в большей степени интересует не само предприятие, а занимаемая им земля. Ради этого покупатель соглашается с недостатками самого предприятия, хотя на основании ст. 565 ГК он вправе потребовать замены оборудования или другого имущества, входящего в состав предприятия, или уменьшения покупной цены. Но на практике это маловыполнимый вариант, поскольку на многих предприятиях износ основных фондов достигает 70 и более процентов, а оборудование вообще непригодно для выпуска продукции или товаров. Довольно часто встречается и другая крайность: пытаются акционировать или продать тем, кто больше даст, хорошо работающие предприятия, оснащенные добротным оборудованием. Это распространяется и на предприятия военно - промышленного комплекса, где есть все для выпуска продукции гражданского назначения. Их пытаются незаконно приватизировать, разорить, а затем продать. Такая же судьба и у некоторых предприятий, выпускающих гражданскую продукцию. Так, в августе 1996 г. прекрасно работавшее, оснащенное современной техникой предприятие кондитерского объединения "Спутник" (г. Хабаровск) после "приватизации" допустило к своим акциям компанию "Авалон", которая стала скупать их в пользу Венчурного фонда Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), в то время как "Спутник" успел задолжать банкам по кредитам 45 миллиардов (неденоминированных) рублей. Краевая газета "Тихоокеанская Звезда" 21 ноября 1997 г. писала, что это чревато полным крахом лучшего предприятия на Дальнем Востоке. В Хабаровском крае аналогичная история произошла и с другими предприятиями, в том числе и со знаменитым заводом "Дальдизель", который выпускал ежегодно по 1000 отличных судовых двигателей, а также различного класса морские и речные суда. После приватизации в 1993 г. сделали только 568 дизелей, а в 1997 г. на заводе собрали всего 100 моторов. Производство сократилось в 10 раз! "Спутник", "Дальдизель" и их собратья по несчастью оказались на грани банкротства и продажи. Нередко под видом покупки предприятий приобретают землю, на которой предприятие находится. Так, весной 1996 г. Фонд государственного имущества Хабаровского края выставил на продажу кирпичный завод N 1, продукция которого была нарасхват, когда интенсивно велось строительство жилья. Завод продали без условия сохранения профиля его деятельности, так как к моменту продажи предприятие фактически не работало уже три года. По условиям конкурса покупатель должен был заплатить до 8 мая 1996 г. 186210000 рублей (неденоминированных) и в течение года рассчитаться с работниками завода. Некий А. (российский гражданин китайского происхождения), согласившись с условиями конкурса, заключил от имени ИЧП "ХУ АИ ФУ Хаолин" с Фондом имущества договор купли - продажи завода. О выпуске кирпича предприниматель не думал, но его прельщали 8,6 га хабаровской земли, где можно было поставить теплицы и круглый год выращивать на продажу овощи. Он планировал разместить на заводской территории ярмарки, построить цех по переработке овощей и мебельный цех, устроить промтоварный рынок для приезжих китайцев. Прав на землю этот покупатель не приобрел, поскольку в договоре такое право не было оговорено, поэтому 5 сентября 1996 г. он заключил с администрацией города договор на аренду земли, где сейчас осуществляет свои замыслы. Согласно ст. 565 ГК РФ в этом случае покупатель вправе расторгнуть договор купли - продажи кирпичного завода и вернуть то, что он заплатил, но доказать, что кирпичный завод был при покупке непригодным для выпуска кирпича, покупатель в суде не смог бы. Правила о последствиях недействительности сделок и об изменении или расторжении договора купли - продажи, предусматривающие возврат или взыскание в натуре всего полученного по договору с одной стороны или с обеих сторон, применяются и к договору продажи предприятий, если такие последствия существенно не нарушают права и охраняемые законом интересы кредиторов продавца и покупателя, других лиц и не противоречат общественным интересам (ст. 566 ГК). 8 января 1998 г. был принят Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" N 6-ФЗ, который вступил в силу с 1 марта 1998 г. В ст. 86 этого Закона речь идет о продаже предприятий (бизнеса) должника, в ст. 87 - о продаже имущества должника. Интересно, что продажа предприятий по этому Закону производится в целях удовлетворения требований кредиторов, когда планом внешнего управления предусмотрена продажа предприятия. Причем при продаже отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности должника, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования и др. При продаже предприятий все действующие трудовые контракты (договоры) сохраняют силу. При этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю. Вырученная от продажи сумма включается в состав имущества должника. Продажа предприятия производится на открытых торгах, если иное не предусмотрено планом внешнего управления. Объявление о продаже публикуется не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов в официальном издании органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. В объявлении должны содержаться сведения о предприятии и порядок ознакомления с ними (эти сведения действительны не менее двух недель и не более одного месяца с даты опубликования объявления), время, место и форма проведения торгов; порядок оформления участия в торгах; начальная цена предприятия, установленная комитетом или собранием кредиторов; размер задатка, сроки и порядок его внесения; критерии выявления победителей торгов; порядок оформления результатов торгов; сведения об организаторе торгов. Если в объявленный срок на приобретение предприятия поступает одна заявка от одного участника, торги не проводятся. При согласии комитета кредиторов или собрания кредиторов предприятие может быть продано без проведения повторных торгов. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Победитель в день проведения аукциона совместно с организатором торгов подписывает протокол, имеющий силу договора. При продаже путем проведения конкурса победитель подписывает протокол в день конкурса, а договор заключается не позднее чем через 20 дней с даты проведения конкурса на основании протокола. Сумма задатка, утраченная лицом, выигравшим торги, в связи с его отказом от подписания протокола или договора купли - продажи предприятия, включается в состав имущества должника за вычетом издержек организаторов торгов. Если за счет вырученной от продажи суммы должник может удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению арбитражным судом по заявлению внешнего управляющего. Если такая сумма недостаточна для полного удовлетворения требований, внешний управляющий предлагает кредиторам заключить мировое соглашение, а при недостижении его арбитражный суд по заявлению внешнего управляющего принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Согласно ст. 87 Закона после проведения инвентаризации и оценки имущества должника внешний управляющий вправе приступить к продаже имущества предприятия на открытых торгах, если иное не предусмотрено планом внешнего управления. Продажа имущества предприятия проводится в форме аукциона. В установленных случаях имущество может продаваться на закрытых торгах. Начальная цена имущества должника определяется внешним управляющим. Победитель торгов обязан заплатить продажную цену имущества должника в срок, предусмотренный протоколом или договором купли - продажи, заключенным по итогам конкурса, но не позднее чем через один месяц со дня проведения торгов. Имущество должника, не проданное на первых торгах, выставляется на повторные торги, если иное не предусмотрено планом внешнего управления. Имущество, не проданное на повторных торгах, может быть реализовано внешним управляющим на основании договоров купли - продажи, заключаемых без проведения торгов. Уступка прав требования должника (ст. 88) может быть осуществлена внешним управляющим путем продажи требований на открытых торгах с согласия комитета кредиторов или собрания кредиторов, если иное не предусмотрено планом внешнего управления. В целях защиты государственной собственности Мингосимущество РФ издало распоряжение "Об утверждении порядка дачи согласия на продажу недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения" от 15 февраля 1999 г. N 241-р. Разработанная процедура не применяется к продаже недвижимого имущества федеральных государственных предприятий ВПК, находящихся в ведении Минэкономики и РКА, а также военного имущества Минобороны и силовых ведомств. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Распоряжение Мингосимущества РФ от 15.02.1999 N 241-р "Об утверждении порядка дачи согласия на продажу недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения" утратило силу в связи с изданием распоряжения Минимущества РФ от 25.12.2000 N 1376-р "Об организации работы комиссии по выработке решений о целесообразности и способе отчуждения отдельных объектов недвижимого имущества и имущественных комплексов, находящихся в федеральной собственности". ------------------------------------------------------------------ Для решения вопроса о продаже имущества Мингосимущество РФ или по его поручению его территориальный орган или органы по управлению государственным имуществом субъектов РФ соответствующими полномочиями по управлению государственным имуществом, образуют специальные комиссии по выработке решения о целесообразности продажи имущества; принимают документы по перечню: письмо, содержащее просьбу о даче согласия на продажу имущества, условия сделки купли - продажи недвижимого имущества, копии учредительных документов, а также свидетельство о регистрации юридического лица - владельца имущества, выставляемого на продажу, балансовый отчет на последнюю отчетную дату с отметкой налоговых органов, карту постановки на учет налогоплательщика, правоустанавливающие документы на имущество, земельный участок, на котором оно расположено, ситуационный план расположения участка, технический паспорт БТИ, справку БТИ о техническом состоянии имущества, справку о принадлежности имущества к памятникам истории и архитектуры, отчет об оценке рыночной стоимости имущества (произведенной оценщиком не ранее чем за 3 месяца до представления отчета в органы по управлению имуществом в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ" от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ справку о балансовой стоимости имущества, технико - экономическое обоснование необходимости продажи и использования полученных средств. Органы по управлению имуществом вправе затребовать другие документы, необходимые для рассмотрения вопроса о целесообразности продажи имущества, а также вернуть документы на доработку, письменно уведомив об этом заявителя не позднее 10 дней с даты представления документов. При отсутствии одного или нескольких документов или неправильном их оформлении органы по управлению имуществом документы не принимают. При необходимости может проводиться дополнительная экспертиза документов, в связи с чем сроки рассмотрения документов комиссией могут быть продлены до одного месяца. Комиссия создается не менее чем из 5 человек - сотрудников органов по управлению имуществом. Председатель комиссии руководит ее деятельностью, определяет дату очередного заседания и повестку дня, назначает заместителя из членов комиссии на время своего отсутствия, организует работу комиссии. Комиссия рассматривает принятые документы в течение 15 дней со дня их получения: исследует направление расходования средств, оставшихся в распоряжении федерального государственного унитарного предприятия, определяет нормативы распределения средств от продажи имущества (в федеральный бюджет не может быть направлено менее 20 процентов продажной цены имущества), вырабатывает рекомендации о целесообразности дачи согласия на продажу имущества. Решение комиссии принимается большинством голосов принявших участие в заседании, но при этом должно присутствовать не менее половины ее членов. При равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим. Результаты работы оформляются протоколом, который подписывается всеми членами комиссии, принявшими участие в заседании. На основании рекомендаций комиссии органы по управлению имуществом не позднее чем через 15 дней с даты заседания комиссии принимают решение о даче согласия (отказе в даче согласия) на продажу имущества, о чем уведомляют заявителя путем вручения ему под расписку письма, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа по управлению имуществом, с указанием нормативов распределения средств от продажи имущества между федеральным государственным унитарным предприятием и федеральным бюджетом. 9 декабря 1999 г. с принятием Постановления Правительство РФ "О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов РФ" N 1366 этот порядок был несколько изменен. В качестве имущества, находящегося в федеральной собственности и передаваемого в собственность субъектов РФ в соответствии со ст. 41 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", могут выступать федеральные государственные унитарные предприятия как имущественные комплексы. При передаче предприятий в собственность субъектов РФ размер средств, перечисляемых из федерального бюджета субъектам РФ, уменьшается на сумму стоимости передаваемых предприятий, которая определяется в соответствии с законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность. Для оформления такой передачи установлена определенная процедура. Минфину поручено обеспечить проведение расчетов с субъектами РФ на основании договоров о передаче предприятий в собственность. Стоимость предприятий, переданных субъектам РФ при условии уменьшения размера средств, перечисляемых из федерального бюджета субъекту РФ, подлежит учету как доходы федерального бюджета от имущества, находящегося в государственной собственности, и как расходы федерального бюджета по взаимным расчетам и другим передаваемым в бюджет этих субъектов РФ средствам. Мингосимуществу России поручено осуществлять оформление передачи предприятий в собственность субъектов Федерации на основании подтверждения Минфина об уменьшении на сумму стоимости предприятий размера средств, перечисляемых из федерального бюджета субъектам РФ. Фактически Постановление устанавливает еще одну разновидность продажи государственных унитарных предприятий, которая формально именуется "передачей" предприятий в собственность субъектов РФ. Например, при передаче предприятий, имеющих просроченную более чем на три месяца задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также по заработной плате, должны будут дополнительно представлять перечень мероприятий (бизнес - план), обеспечивающих, в частности, ликвидацию в течение определенного срока задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также по заработной плате (с указанием источника финансирования необходимых мероприятий). Возникает интересная ситуация. Государство должно перечислить из федерального бюджета дотационному субъекту РФ конкретную сумму, но вместо этого передает в его собственность государственное унитарное предприятие, а с ним - все долги и проблемы по управлению этим имущественным комплексом. Постановление не предусматривает возможности отказа субъекта Федерации от такой сделки: он не может получить из федерального бюджета свои деньги, вынужден будет вместо них получить унитарное предприятие и решать все вопросы за счет своего собственного бюджета, а государство использует выделенные субъекту РФ средства на другие цели. Фактически это одна из разновидностей договора купли - продажи предприятия: есть продавец и покупатель, определена стоимость предприятия, способ оплаты - зачет стоимости взамен бюджетного финансирования и передача предприятия субъекту РФ. Сомнителен только такой признак договора купли - продажи, как добровольность волеизъявления сторон. Применение норм Постановления Правительства от 9 декабря 1999 г. N 1366 на практике иллюстрирует следующий пример. Администрация Хабаровского края решила провести реконструкцию авиатранспортной системы и самостоятельно за долги забрать государственное унитарное предприятие "Николаевский - на - Амуре объединенный авиаотряд" (ЮАО) в собственность края. Руководство Дальневосточного межрегионального территориального управления Федеральной службы воздушного транспорта разъяснило Администрации края, что для решения поставленного вопроса необходима инициатива самого НОАО, а если ее нет, то необходимо предпринять следующие действия: краевой Думе принять в соответствии с действующим законодательством предложение о передаче НОАО в собственность Хабаровского края с определением условий передачи; оформить документ, подтверждающий согласие Федеральной службы воздушного транспорта России, которая осуществляет координацию и регулирование деятельности гражданской авиации, о согласии на передачу НОАО с обоснованием целесообразности; составить отчет об оценке рыночной стоимости активов НОАО, произведенной в соответствии с законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность; представить заверенные в налоговом органе годовые балансовые отчеты НОАО за последние три года деятельности; представить проект договора о передаче предприятия в собственность края. Анализ этих документов и их проверку должно произвести Министерство имущественных отношений РФ, которое в месячный срок должно принять решение о передаче НОАО в собственность Хабаровского края и осуществить оформление и учет договора о такой передаче. Последующие расчеты с краем произведет Минфин на основании этого договора о передаче с уменьшением бюджетных отчислений на сумму стоимости активов НОАО. На основании подтверждения Минфина об уменьшении на сумму стоимости НОАО размера средств, перечисляемых из федерального бюджета Хабаровскому краю, Министерство имущественных отношений осуществит оформление передачи НОАО в собственность Хабаровского края.

Название документа