Каков порядок учета расходов в виде процентов при исчислении налога на прибыль в связи с вступившим в силу Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"?

Ответ: В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 269 Налогового кодекса РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Пункт 22 ст. 2 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 224-ФЗ) приостанавливает действие абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ до 31 декабря 2009 г.

Статьей 8 Федерального закона N 224-ФЗ установлено, что в период приостановления действия абз. 4 п. 1 ст. 269 части второй НК РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,5 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона N 224-ФЗ данный Закон вступает в силу с 1 января 2009 г., за исключением положений, для которых ст. 9 указанного Закона установлены иные сроки вступления в силу.

Что касается ст. 8 Федерального закона N 224-ФЗ, то п. 7 ст. 9 данного Закона установлено, что положения ст. 8 указанного Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 г., а о положении п. 22 ст. 2 этого Закона ничего не сказано.

Следовательно, если исходить из того, что Федеральный закон N 224-ФЗ вступил в силу с 1 января 2009 г., то и положение п. 22 ст. 2 Федерального закона N 224-ФЗ также вступило в силу с 1 января 2009 г.

Таким образом, налогоплательщики сталкиваются с вопросом о том, насколько может быть увеличена ставка рефинансирования Центрального банка РФ при определении предельной величины процентов, учитываемых в расходах для целей налогообложения прибыли организаций, в период с 1 сентября по 31 декабря 2008 г.

Следует также обратить внимание еще на один вопрос, с которым сталкиваются налогоплательщики.

Абзацем 4 п. 1 ст. 269 НК РФ (действие которого приостановлено) установлено, что предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ как при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, так и по выбору налогоплательщика.

При этом исходя из положения ст. 8 Федерального закона N 224-ФЗ можно сделать вывод о том, что предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ только при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях.

Однако учитывая то, что Федеральный закон N 224-ФЗ принимался для поддержания налогоплательщиков в условиях ухудшения экономической ситуации, полагаю, что п. 22 ст. 2 Федерального закона N 224-ФЗ приостанавливает действие абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ не только до 31 декабря 2009 г., но и с 1 сентября 2008 г.

Кроме того, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ как при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, так и по выбору налогоплательщика.

Аналогичные выводы можно сделать из Писем Минфина России от 29.12.2008 N 03-03-06/1/725, от 29.12.2008 N 03-03-06/2/182, от 29.12.2008 N 03-03-06/2/183, от 29.12.2008 N 03-03-06/2/184, от 29.12.2008 N 03-03-06/2/185 и от 31.12.2008 N 03-03-06/2/186.

Д. В.Осипов

Главный специалист-эксперт

отдела налогообложения прибыли

(дохода) организаций

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

03.02.2009