У российской организации в процессе производства подакцизной продукции образуются спиртосодержащие отходы с объемной долей этилового спирта 9,2 процента, которые реализуются в Белоруссию. Эти отходы не относятся к отходам, которые образуются в соответствии с технологическим процессом при производстве на территории Российской Федерации этилового спирта из пищевого сырья. Имеет ли право экспортер этих отходов применить освобождение от уплаты акцизов?

Ответ: Экспортер подакцизных отходов может применить освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, указанных в п. 2 ст. 1 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" (далее - Протокол).

Обоснование: Согласно пп. 1 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признают реализацию на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализацию предметов залога и передачу подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.

Исходя из пп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ подакцизными товарами признается спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

В целях гл. 22 НК РФ не рассматриваются как подакцизные товары подлежащие использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликеро-водочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Соглашение) при экспорте товаров применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

В соответствии со ст. 1 Соглашения товаром признаются реализуемое или предназначенное для реализации любое движимое и недвижимое имущество, все виды энергии.

Поскольку отходы следует отнести к движимому имуществу, их следует признать товаром.

Статьей 4 Соглашения установлено, что порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами.

Пунктом 1 ст. 1 Протокола предусмотрено, что при экспорте товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза налогоплательщиком (плательщиком) государства - члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола.

Согласно п. 2 ст. 1 Протокола для подтверждения обоснованности применения освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее - договоры (контракты)), на основании которых осуществляется экспорт товаров; в случае лизинга товаров или товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) - договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) на изготовление товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза;

3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов", с отметкой налогового органа государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее - заявление) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств - членов Таможенного союза);

4) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства - члена Таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза. Указанные документы не представляются, в случае если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза;

5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства - члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

Согласно п. 3 ст. 1 Протокола документы, предусмотренные п. 2 настоящей статьи, представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

При непредставлении этих документов в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, либо иной налоговый (отчетный) период, установленный законодательством государства - члена Таможенного союза, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства - члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

Таким образом, российская организация имеет право на освобождение от уплаты акцизов при наличии и представлении в налоговый орган подтверждающих освобождение от уплаты акцизов документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола.

А. В.Недоступ

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

27.11.2013