Организация производит и реализует на территории Российской Федерации, в том числе в районы Крайнего Севера, сигареты с фильтром марки СФ. При этом пачки для сигарет, реализуемых в районы Крайнего Севера, белого цвета, а для сигарет, реализуемых на остальной территории Российской Федерации, - синего. По всем остальным характеристикам, включая рецептуру, указанные сигареты идентичны. Имеет ли право эта организация в целях исчисления акцизов устанавливать на сигареты, реализуемые в районы Крайнего Севера, и на сигареты, реализуемые на остальной территории Российской Федерации, разные максимальные розничные цены?

Ответ: Согласно действовавшей до 01.01.2009 редакции п. 2 ст. 187.1 Налогового кодекса РФ в части определения понятия марки табачных изделий - это ассортиментная позиция табачных изделий, отличающаяся от других марок (наименований) индивидуализированным обозначением, присвоенным производителем или лицензиаром, и иными признаками - рецептурой, размерами, наличием или отсутствием фильтра, упаковкой.

В соответствии с положениями данной нормы НК РФ в настоящее время марка сигарет (или папирос) как самостоятельная ассортиментная позиция рассматривается лишь при наличии у нее в совокупности всех вышеперечисленных признаков.

В результате до 01.01.2009 производители на одинаковые марки сигарет (папирос) должны были устанавливать единую максимальную розничную цену. Таким образом, до указанной даты на сигареты марки СФ, реализуемые в районы Крайнего Севера, производитель должен был устанавливать максимальную розничную цену без учета дополнительных затрат на эту реализацию, то есть в том же размере, что и на сигареты марки СФ, реализуемые на остальной территории Российской Федерации.

С 01.01.2009 в связи с изменениями, внесенными в редакцию п. 2 ст. 187.1 НК РФ, под маркой (наименованием) табачных изделий понимается ассортиментная позиция табачных изделий, отличающаяся от других марок (наименований) одним или несколькими из следующих признаков - индивидуализированным обозначением (названием), присвоенным производителем или лицензиаром, рецептурой, размерами, наличием или отсутствием фильтра, упаковкой.

Таким образом, с 01.01.2009 сигареты (или папиросы) одного наименования, но отличающиеся друг от друга хотя бы по одному из вышеперечисленных признаков, рассматриваются как самостоятельные марки, на которые производитель вправе устанавливать разные максимальные розничные цены.

Следовательно, поскольку в рассматриваемом случае цвет пачек сигарет марки СФ, реализуемых в районы Крайнего Севера, отличается от цвета пачек сигарет СФ, реализуемых на остальной территории Российской Федерации, эти сигареты с 01.01.2009 рассматриваются как две различных самостоятельных марки, в связи с чем с указанной даты производитель может устанавливать на них разные максимальные розничные цены.

И. А.Давыдова

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

30.01.2009