"Смешанная" реорганизация акционерного общества

(Ткаченко Е.)

("Бизнес-адвокат", N 7, 2002)

Текст документа

"СМЕШАННАЯ" РЕОРГАНИЗАЦИЯ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

Е. ТКАЧЕНКО

Екатерина Ткаченко, юрист по вопросам корпоративного права Консалтинг. Стандарт.

В практике хозяйственной деятельности акционерного общества нередко складываются ситуации, когда в связи с укрупнением бизнеса, объединением нескольких компаний либо разбиением крупной хозяйственной единицы на более мелкие необходимо проведение реорганизации. Законодательство предусматривает 5 возможных вариантов реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. При этом при планировании реорганизации акционерного общества в первую очередь возникает вопрос о наиболее удобных организационно - правовых формах, создаваемых в результате реорганизации юридических лиц. Например, при выделении из АО новой хозяйственной единицы планируется создание нового юридического лица в форме ООО как наиболее удобной и отражающей цели реорганизации. Однако при проведении реорганизации в форме слияния, разделения или выделения компании сталкиваются с проблемой отказа регистрирующих органов в регистрации юридических лиц, создаваемых в процессе "смешанной" реорганизации, а также в регистрации изменений учредительных документов реорганизуемых обществ.

Действительно, в настоящий момент законодательство не дает четкого ответа на вопрос о возможности реорганизации юридического лица, в результате которой могли бы создаваться организации иных организационно - правовых форм, нежели реорганизуемое юридическое лицо, поэтому регистрирующие органы в регионах решают этот вопрос по-разному. На практике нередко встречаются случаи отказа в такой регистрации.

При анализе проблемы обратимся к нормативным актам, регулирующим вопросы реорганизации акционерных обществ: в первую очередь это ГК РФ и Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (в ред. от 7 августа 2001 г.), а также Стандарты эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций, утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 12 февраля 1997 г. N 8 (в ред. от 11 ноября 1998 г.).

Ни ГК РФ, ни Законом N 208-ФЗ не предусмотрена возможность проведения "смешанной" реорганизации, когда при слиянии, разделении и выделении юридических лиц создаются юридические лица иной организационно - правовой формы. Например, ЗАО осуществляет разделение, в результате которого создаются два ООО, - такое разделение будет носить также черты преобразования (смены организационно - правовой формы). В законодательстве также не решен вопрос о возможности присоединения к акционерному обществу юридического лица иной организационно - правовой формы.

В ст. ст. 16 - 19 Закона N 208-ФЗ идет речь лишь об "обществах" (т. е. акционерных обществах), создаваемых в результате реорганизации:

- при слиянии обществ возникает новое общество;

- общество может присоединиться к другому обществу;

- при разделении общества оно прекращается и создаются новые общества;

- при выделении из общества создается одно или несколько новых обществ.

Только при осуществлении процедуры преобразования прекращается акционерное общество и создается юридическое лицо иной организационно - правовой формы (общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив или некоммерческое партнерство) (ст. 20).

Тем не менее ни Гражданский кодекс, ни Закон об акционерных обществах не содержат норм, запрещающих проведение "смешанной" реорганизации. Более того, "смешанная" реорганизация была бы наиболее целесообразной в целях экономии времени и средств реорганизуемого юридического лица.

По смыслу ГК РФ и Закона N 208-ФЗ для достижения цели создания юридических лиц иных организационно - правовых форм необходимо пройти два последовательных этапа реорганизации:

- слияние, разделение, выделение, в результате которых создаются юридические лица той же организационно - правовой формы, что и реорганизуемая организация;

- преобразование возникших юридических лиц в юридические лица иной организационно - правовой формы (например, из ЗАО - в ООО).

Возможность "смешанной" реорганизации существенно упростила бы эту задачу. В то же время Стандарты эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций предусматривают возможность "смешанной" реорганизации, а именно:

- обмен на акции акционерного общества долей участников присоединенного к нему товарищества или общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, паев членов присоединенного к нему кооператива;

- обмен на акции акционерного общества, созданного в результате слияния, выделения или разделения, долей участников товарищества или общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, паев членов кооператива, реорганизованных путем такого слияния, выделения или разделения (п. 1.3.2 Стандартов эмиссии акций и облигаций).

Однако на практике органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, нередко отказывают в регистрации юридического лица, создаваемого в результате "смешанной" реорганизации на том основании, что такая реорганизация законом не предусмотрена. Аргументация в пользу этого мнения могла бы быть следующей:

- акты ФКЦБ РФ принимаются в рамках ее компетенции, которая определена ст. 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ: ФКЦБ РФ является федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и принимает решения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, поэтому акты ФКЦБ РФ не могут создавать или изменять нормы гражданского права, в т. ч. по вопросам реорганизации юридических лиц;

- порядок реорганизации, в т. ч. порядок проведения "смешанной" формы реорганизации, должен определяться законом в соответствии с ГК РФ.

Таким образом, за исключением Стандартов эмиссии, иные нормативные акты не содержат положений о "смешанной" реорганизации, нет норм закона, устанавливающих порядок такой реорганизации, поэтому разрешить спорные вопросы на данный момент возможно только в рамках судебной практики.

В то же время надо отметить, что реорганизация при участии акционерных обществ различных типов возможна. Так, ЗАО может слиться с ОАО, в результате чего может возникнуть новое ОАО или ЗАО (с соблюдением требования действующего законодательства о численности акционеров, размерах уставного капитала акционерных обществ различных типов и т. п.). Изменение типа акционерного общества не является реорганизацией и осуществляется в порядке, установленном для внесения изменений и дополнений в учредительные документы общества (п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" от 2 апреля 1997 г. N 4/8).

На сегодняшний день проблема "смешанной" реорганизации может быть решена в рамках специального федерального закона, регулирующего вопросы реорганизации юридических лиц. В настоящее время подготовлен и внесен в Государственную Думу проект Федерального закона "О реорганизации и ликвидации коммерческих организаций", в котором уделено особое внимание вопросу "смешанной" реорганизации. Согласно проекту в реорганизации коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий) возможно участие организаций разных организационно - правовых форм, при этом в результате реорганизации могут создаваться организации иных организационно - правовых форм. Однако данное правило имеет ограничение: участие организации в слиянии, разделении или выделении допускается только в том случае, если создаваемая в результате реорганизации организация в соответствии с федеральными законами может создаваться при преобразовании реорганизуемой организации. Данное положение проекта позволяет эффективно провести реорганизацию юридического лица (в частности, акционерного общества), создавая при этом организации в удобных организационно - правовых формах, а также исключить необоснованные временные и материальные издержки на "двойную" реорганизацию - слияние (разделение, выделение) и последующее преобразование.

Название документа