Специально уполномоченным муниципальным бюджетным учреждением в установленном порядке размещено извещение о проведении открытого конкурса на поставку товаров для муниципальных нужд. Вправе ли учреждение в конкурсной документации, а также в проекте муниципального контракта, приложенного к документации, устанавливая условия поставки товаров, оговорить, что поставка должна осуществляться на условиях EXW, без дополнительных пояснений и уточнений?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Частью 2 ст. 22 Закона N 94-ФЗ установлено, что конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Согласно п. 4 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Частью 5 ст. 22 Закона N 94-ФЗ закреплено, что к конкурсной документации должен быть приложен проект государственного или муниципального контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Целью Международных правил толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" является обеспечение комплекта международных правил толкования торговых терминов, наиболее часто используемых во внешней торговле. Таким образом можно избежать или, по крайней мере, значительно снизить неопределенность различного толкования таких терминов в отдельных странах.

Условия "Инкотермс 2000" носят характер делового обычая. При этом они становятся обязательными для сторон, только если их применение прямо оговорено в тексте контракта. "Инкотермс 2000" предусматривает 13 базисных условий поставки, которые обозначаются аббревиатурами.

EX works (франко-завод) означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставляет товар в распоряжение покупателя на своем предприятии (заводе, фабрике, складе и т. п.) без осуществления выполнения таможенных формальностей, необходимых для вывоза, и без погрузки товара на транспортное средство.

Данный термин возлагает на продавца минимальные обязанности, и покупатель должен нести все расходы и риски в связи с принятием товара на предприятии продавца.

Если стороны желают возложить на продавца ответственность за погрузку товара в месте отправки, а также все риски и расходы, связанные с такой погрузкой, то это делается путем соответствующего добавления в договор купли-продажи. Его не следует применять, если покупатель не в состоянии осуществить сам или обеспечить выполнение экспортных формальностей. В этом случае при согласии продавца на осуществление погрузки за свой счет и на свой риск целесообразно использовать термин FCA (франко-перевозчик).

Представляется, что положения Закона N 94-ФЗ не содержат ограничений относительно установления в конкурсной документации и проекте контракта, приложенном к ней, условий поставки товаров согласно "Инкотермс 2000".

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 24 Закона N 94-ФЗ любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Из вопроса не следует, что заказчик получал какой-либо запрос о разъяснении условий поставки согласно "Инкотермс 2000" и проигнорировал его.

Таким образом, уполномоченное муниципальное бюджетное учреждение в конкурсной документации, а также в проекте муниципального контракта, приложенного к документации, устанавливая условия поставки товаров, вправе оговорить, что поставка должна осуществляться на условиях EXW, без дополнительных пояснений и уточнений. А при получении запроса от участника размещения заказа обязано разъяснить условия такой поставки в течение двух рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

26.01.2009