Особенности договоров на оказание услуг в информационной сфере
(Орлов А. И.)
("Законодательство и экономика", N 3, 2002)
Текст документа
ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРОВ НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ
В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
А. И. ОРЛОВ
Знания и информация - термоядерное оружие
в конкурентной борьбе нашего времени.
Томас Стюарт
А. И. Орлов, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Вызов времени - информационная революция
Особенность нынешней ситуации в мире определяется тем, что мы живем в эпоху информационной революции.
Информационная революция - вызов времени, с которым вынуждены считаться все, желают они того или нет. Особое значение информация приобретает сегодня, в период глобализации информационного поля, возникновения и стремительного развития всемирной сети "Интернет", когда передача информации и знаний чрезвычайно упростилась и превзошла все известные до сих пор возможности.
В США началом новой эпохи можно считать 1991 год, когда впервые затраты на информационные технологии превысили вложения в производство - 117 миллиардов против 112 миллиардов долларов.
Россия только приближается к порогу новой экономики. Объем реализованных товаров и услуг в сфере Интернет - экономики за прошлый год составил в США 300 миллиардов долларов, а в России, по приблизительным оценкам, до 200 миллионов долларов.
Скорость создания и внедрения новых технологий растет несоизмеримыми темпами. Кто же надеется победить в условиях этой стремительной перманентной информационной революции? Только тот, кто рождает новые идеи, кто непрерывно готовит себя к постоянно происходящим изменениям. Новая экономика, в отличие от традиционной, основывается на знаниях, на информации, а не на расширяющемся потреблении невосполняемых природных ресурсов. Сегодня, после более чем 40-летней эксплуатации, прекращается добыча алмазов российских запасов в знаменитой кимберлитовой трубке в г. Мирный. Прогнозируется исчерпание нефти и газа через 20 - 40 лет.
А это значит, что уже сегодня основным капиталом любого предприятия становится интеллектуальная собственность, "ноу-хау", знания, умения, навыки, информация, деловая репутация фирмы, а не традиционные ресурсы и материальные активы. Наибольшую прибыль приносят изобретения, инновации, рационализаторские предложения.
Кто станет лидером в новой экономике? Предприятия, производящие высокотехнологичные продукты на основе уникальных, эксклюзивных разработок. Именно в этом направлении следует искать путь к выживанию. А обеспечить его на уровне предприятий - основная функция менеджера.
Сегодня крупнейшие корпорации мира инвестируют в научные исследования суммы, превышающие бюджеты некоторых государств. Возникают новые отрасли бизнеса - персонализированное обеспечение информацией, дистанционное техническое обслуживание и обучение, электронная индустрия развлечений, различные формы электронной торговли.
Умело используя знания в любой сфере, можно достичь в ней максимального эффекта. Мы являемся свидетелями рождения нового "среднего класса": на место традиционных посредников (дилеров, агентов) приходят информационные посредники - знатоки механизма движения информационных потоков. Знание всегда являлось силой, а совершенное знание - колоссальным конкурентным преимуществом в любой сфере производственной и коммерческой деятельности.
Информация различных партнеров позволяет пользоваться всем их деловым багажом - их связями, знаниями, деловой репутацией, финансовыми возможностями, помощью в решении самых различных проблем, их навыками, умениями, возможностью получения новой работы и решением многих других задач. Например, сейчас активно используется в Интернете сдача владельцами сайтов в аренду адресов деловых партнеров с извещением накануне их владельцев о том, что к ним обратятся со своими предложениями люди, которым держатель адресов доверяет и рекомендует иметь с ними дело.
Как тут не вспомнить, например, Джона Рокфеллера - он говорил, что ценит умение общаться с другими людьми и заводить связи так же, как и любой другой товар, и что за это умение он готов платить больше, чем за любой другой товар. Сила общения - эффективный способ получения информации.
Информация как правовой феномен
Изделиями ближайшего будущего становятся "расширенные продукты", включающие в себя товар, услугу и интеллектуальное сопровождение. И это рождает споры в правовой науке, поскольку стираются традиционные грани между товарами и услугами, между привычными и виртуальными продуктами.
Необходимость совершенствования правового регулирования договорных отношений в сфере информации и знаний чрезвычайно актуальна. Во-первых, это связано с огромной важностью информации для человеческой жизнедеятельности, во-вторых, с мобильностью этих отношений, поскольку они постоянно изменяются.
В тех случаях, когда законодатель неадекватно реагирует или запаздывает с установлением новых норм и правил, появляется возможность для злоупотреблений и произвола. Законодатель, конечно, стремится своевременно урегулировать возникающие новые общественные отношения, но всегда отстает в этом, поскольку вначале эти отношения возникают, а уже затем оформляются и множатся и начинают нуждаться в некоем едином масштабе, применимом к их регулированию и использованию с учетом уровня развития соответствующего общества или всего мирового сообщества.
Проблема также состоит в том, что необходимо научиться превращать изобретения и открытия в интеллектуальную собственность, а интеллектуальную собственность - в капитал. И эти навыки: коммерциализацию технологий и интеллектуальных продуктов - также предстоит освоить. В целом приходится констатировать, что техника и технологические процессы меняются темпами, непосильными для наших законодателей. Третья часть Гражданского кодекса Российской Федерации готовилась к принятию более пяти лет, в то время как еще 6 лет назад фирма "Интел" производила новый процессор один раз в два года, затем один раз в год, а сегодня производит новый процессор еженедельно! Информационное общество требует пересмотра основных правовых постулатов, к необходимости уравновешивания темпов изменения правовой среды и темпов развития техники и технологий.
С точки зрения уровней правового регулирования оно делится на два вида - централизованное и локальное (местное) правовое регулирование. Если первый уровень не зависит непосредственно от предпринимателей и развивается темпами, которые мы указали на примере разработки третьей части ГК РФ (нормы которой как раз и регулируют интеллектуальную собственность), то второй - местный, локальный уровень правового регулирования - это область творчества корпоративных менеджеров, которые сами вправе вносить необходимые изменения в правовую среду своих предприятий. Поскольку первичной ячейкой бизнеса является предприятие, то именно на этом, корпоративном уровне и происходят наиболее важные изменения в регулировании общественных производственных отношений. И именно от знаний, навыков и умений руководителей и специалистов предприятий зависит уровень правового регулирования отношений, складывающихся в процессе производства, а значит - во многом и эффективность работы предприятий.
В силу указанных причин соразмерно уровню развития технологий должен повышаться уровень "внутрифирменного" правового регулирования. И одним из таких важнейших направлений работы является совершенствование договорной работы, связанной с оказанием услуг в сфере знаний и информации, их коммерциализацией с целью последующего вложения в уставные капиталы предприятий и хозяйственных обществ.
Информация как объект гражданских прав
Значимость и сила информации признана законодателем и закреплена в качестве объекта гражданского права. Статья 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относит вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информацию; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальную собственность); нематериальные блага.
Одновременно с признанием информации как таковой объектом гражданских прав в ст. 139 ГК РФ установлено, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.
Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными ГК и другими законами.
Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору. Однако общие нормы трудового права, содержащиеся в действующем КЗОТ РФ, не предусматривают специальной ответственности работников за разглашение коммерческой тайны предприятия. Исключение сделано в Законе "О банках и банковской деятельности", предусматривающем ответственность в виде возмещения ущерба за разглашение банковской тайны. Однако такая норма закреплена лишь применительно к работникам банковских организаций. При этом возмещение ущерба производится не по нормам трудового, а по нормам гражданского законодательства, предусматривающим основания возмещения ущерба.
------------------------------------------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Кодекс законов о труде Российской Федерации (утв. ВС РСФСР 09.12.1971) утратил силу с 1 февраля 2002 года в связи с принятием Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
------------------------------------------------------------------
Наряду с охраной и защитой информации законодательство устанавливает возможные пути ее коммерческого использования. Каким образом регулируется применение, использование информации в коммерческом плане?
Информация как объект предпринимательской деятельности
В предпринимательской деятельности информация может использоваться двумя путями - при оказании информационных услуг, а также путем передачи информации как результата интеллектуальной деятельности. Информация может выступать в качестве объекта гражданского права по договорам на оказание услуг, а также в качестве самостоятельного вклада в уставные капиталы юридических лиц либо в качестве вклада в совместную деятельность. Рассмотрим первый аспект использования информации.
Информация как объект оказания услуг
Слово "услуги" (conditional deposit) - английского происхождения. Под услугами понимается предпринимательская деятельность гражданина или юридического лица, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений. Услуги, как правило, являются результатом непроизводительной (непроизводственной) деятельности и предоставляются на основании соответствующего гражданско - правового договора между лицом, оказывающим услуги (исполнителем), и лицом, которому оказывается данная услуга (потребителем).
В связи с разнообразием действий в гражданско - правовой сфере по удовлетворению потребностей спектр услуг чрезвычайно широк. Стремительный рост объемов информации и знаний способствует быстрому росту услуг в интеллектуальной сфере, которые воплощаются в ряде договоров, в первую очередь в договорах на оказание информационных, консультационных услуг, а также услуг по обучению.
Правовой основой оказания услуг являются соответствующие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности главы 39 Гражданского кодекса РФ "Возмездное оказание услуг" - ее нормы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам подряда, договорам на выполнение научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ, перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада, банковского счета, расчетов платежными поручениями, аккредитивами, по инкассо и чеками, хранения, поручения, комиссии и доверительного управления имуществом, которые регулируются соответствующими главами ГК РФ.
В статье 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Услуги как самостоятельный объект гражданского права
Важно, что наряду с нормами главы 39 ГК в ст. 128 услуги закреплены в качестве самостоятельного объекта гражданского права наряду с имуществом, результатами интеллектуальной (творческой) деятельности и нематериальными благами. Вследствие этого услуги могут оцениваться и функционировать наряду с другими объектами гражданского права, в том числе в качестве вкладов в уставные капиталы организаций и в совместную деятельность. В частности, ст. 1042 ГК РФ вкладом товарища в простое товарищество при осуществлении совместной деятельности признает все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловую репутацию и деловые связи. При этом денежная оценка вкладов предполагается равной по стоимости, если иное не следует из договора или фактических обстоятельств.
Формализация оказания услуг в интеллектуальной сфере
в различных видах договоров
Информация в процессе оказания услуг передается в двух формах:
- непосредственно - как объект договора на оказание соответствующего вида интеллектуальных услуг;
- как составная часть иных услуг или работ в других видах договоров, где консультации, информация и знания выступают в качестве необходимых сопутствующих услуг. Это имеет место, в частности, при передаче и внедрении изобретений, рационализаторских предложений, лицензий, технологий, ноу-хау и других объектов имущественного и неимущественного характера, которые выступают в гражданском обороте самостоятельно и по поводу использования которых заключаются договоры, регулируемые специальными законами (патентным, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках и т. д.).
Общие подходы, принципы и методики, применяемые к договорам на оказание консультационных, информационных и образовательных (обучающих) услуг, целесообразно учитывать при составлении договоров в сфере коммерческой концессии, лизинговых операций, передаче товарных знаков, торговых марок и т. п., где консультации, знания и информация выступают органичной составной частью такого рода договоров.
Предмет оказания информационных услуг
в сфере интеллектуальной деятельности
В отличие от иных видов услуг, где предметом являются сами действия по их оказанию, в сфере интеллектуальной деятельности самостоятельным предметом часто выступает конечный результат, от достижения которого во многом зависит уровень оплаты оказанных услуг. То есть при оказании услуг в интеллектуальной сфере оцениваются как действия, например процесс информирования, так и результат. В связи с этим зачастую наряду с основной оплатой устанавливается дополнительная - роялти, которая выплачивается в процентном отношении или в фиксированной сумме в течение определенного сторонами конкретного периода использования результатов интеллектуальных услуг, полученных по итогам консультаций, обучения, использования информации. Спорить о том, что именно - действия или результат - составляет предмет таких договоров, вряд ли целесообразно, поскольку они тесно слиты в процессе оказания услуг.
Также в отличие от иных видов услуг (например, комиссии, поручения), где исполнитель преимущественно выступает в качестве посредника, в договорах на оказание интеллектуальных услуг исполнителю принадлежат на основаниях, разрешенных законодательством, знания, информация, которые он продает посредством консультаций, предоставления информации и организации обучения.
В интеллектуальной сфере достижение результатов возможно в овеществленной и неовеществленной форме. Следовательно, особенности результата интеллектуальных услуг должны обязательно отражаться в договоре. Возможно, что часть информационных, консультационных услуг, оказываемых в процессе исполнения одного и того же договора, могут не иметь овеществленной формы, а часть - иметь такую форму. В этом случае следует оговаривать отдельно порядок и особенности оказания таких услуг, оценки и предоставления результатов в конкретных овеществленных формах.
Должен ли исполнитель оказывать услуги только лично?
В соответствии со ст. 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, то исполнитель обязан оказать услуги лично. Это не лишает исполнителя права по согласованию с заказчиком привлекать соисполнителей, включив такое условие в заключаемый договор.
Письменное задание - основа четкого определения
предмета договора
К числу обязанностей заказчика относятся формулирование задания на оказание услуг и оплата выполненных услуг в сроки и в порядке, указанные в соответствующем договоре. При этом следует иметь в виду, что при оказании услуг в сфере предпринимательской деятельности заказчик вправе не оплачивать досрочно оказанные услуги, если возможность их досрочного оказания не обусловлена договором.
Правовые последствия неисполнения обязательств
Специфическими особенностями договоров на оказание услуг, в том числе в сфере информационной деятельности, отраженными в статье 781 ГК РФ, является то, что в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором. В случае же, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 782 допускает возможность одностороннего отказа от исполнения договора. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Исполнитель же вправе отказаться от исполнения обязательств лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. Напомним, что под убытками, в соответствии со ст. 15 ГК, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Определение цен на информационные услуги
Как теоретический, так и практический интерес вызывает вопрос формирования цены на интеллектуальные услуги. Цены на оказание интеллектуальных услуг определяются соглашением сторон, а в отдельных случаях - например в государственных коммерческих учебных заведениях - они устанавливаются администрацией соответствующих учебных заведений в одностороннем порядке.
При оплате интеллектуальных, в том числе информационных, услуг применяются:
- почасовые ставки;
- общая цена на оказываемые услуги (с поэтапной оценкой услуг или без таковой - по конечному результату).
Диапазон цен на оказание консультационных (в том числе юридических, организационно - экономических, технических), а также информационных и образовательных услуг значительно колеблется и может составлять от 10 рублей до 20 - 30 и более тысяч рублей за час.
Нередко размер оплаты услуг зависит от конечного результата. В этом случае, как правило, оплата устанавливается в виде определенного процента от полученных результатов и может составлять до 50 процентов, например от суммы взысканных средств либо от суммы полученной экономии в результате внедрения соответствующих рекомендаций консультанта.
Цены могут также колебаться в зависимости от объемов консультаций, степени их сложности, сроков исполнения, количества консультантов, используемых технических средств и других инструментов консультирования. В конечном итоге цена, как правило, представляет собой результат взаимной договоренности.
Причины возникновения споров
Одной из основных причин споров является недостаточно четко сформулированное задание на оказание услуг, отсутствие точно определенных сроков исполнения и иных конкретных показателей, которые стороны порой не согласовывают. Кроме того, причиной споров может явиться отсутствие письменного задания заказчика при заключении договора, в связи с чем рекомендуется совместная подготовка и согласование всех основных вопросов и проблем, связанных с консультированием, обучением и оказанием информационных услуг.
Другой широко распространенной причиной является неплатежеспособность заказчика. С юридической точки зрения здесь можно рекомендовать применение при заключении договора установленных гражданским законодательством способов обеспечения исполнения обязательств.
Как обеспечить выполнение договора
исполнителем и оплату его заказчиком?
При заключении договоров в сфере информационных услуг исполнители часто упускают из виду, что в этих договорах также возможно применение гражданско - правовых способов обеспечения, а именно - неустойки в виде штрафов и пеней, удержания имущества должника, поручительства, банковской гарантии, задатка и других. Законодатель не ограничивает фантазию исполнителя, который вправе предложить любые способы обеспечения, если их применение не будет противоречить закону.
Кроме того, допускается применение любого количества способов обеспечения исполнения обязательств одновременно. На практике это дозволение законодателя применяется недостаточно, поэтому особое внимание приобретает поиск иных способов обеспечения, прямо не предусмотренных нормами ГК РФ. Целесообразно также применять страхование заключенных договоров. Подобные меры могут полностью устранить или минимизировать возможные имущественные потери.
Источники оплаты услуги в интеллектуальной сфере
Для использующих в практический деятельности договоры на оказание интеллектуальных и информационных услуг важно подчеркнуть, что действующее законодательство разрешает относить суммы оплаты указанных услуг на себестоимость продукции, в отличие от некоторых иных видов услуг, где установлены соответствующие ограничения. Поэтому для предпринимателей есть стимул для широкого привлечения интеллектуального капитала посредством использования консультационных, информационных и образовательных услуг для повышения эффективности деятельности организаций.
Ответственность сторон и разрешение споров
Законодательство предусматривает возможность установления различных видов ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами своих договорных обязательств. Однако зачастую стороны не полностью используют предоставленные законодательством возможности либо не используют их вообще, ограничиваясь записью о том, что "ответственность наступает в соответствии с действующим законодательством", в то время как действующее законодательство не может и не призвано предусматривать весь спектр санкций, применимых к конкретному договору, условия которого индивидуально устанавливаются сторонами.
Это происходит оттого, что при заключении договоров стороны часто не пытаются предвидеть возможности возникновения в будущем споров. При установлении места рассмотрения споров доминирующая сторона (будь то заказчик или исполнитель) зачастую не использует право, предоставленное ей законодательством, а именно - право устанавливать договорную подсудность, то есть фиксировать в договоре наиболее выгодное место рассмотрения спора. Во многих случаях в договорах относительно места рассмотрения споров также делается ссылка на действующее законодательство, которое как общее правило устанавливает рассмотрение спора в месте нахождения ответчика.
Представляется, что использование изложенных положений и рекомендаций в практической деятельности по заключению и исполнению договоров на оказание услуг в интеллектуальной сфере будет способствовать повышению эффективности деятельности коммерческих организаций, заключающих такие договоры.
------------------------------------------------------------------
Название документа