Региональное отделение ФСС РФ отказало индивидуальному предпринимателю в возмещении средств на выплату работнице пособия по беременности и родам, обосновав это тем, что работница проработала перед наступлением отпуска по беременности и родам три месяца, установленная зарплата не была экономически обоснованной и не отвечала финансовым возможностям предпринимателя. Правомерны ли действия ФСС РФ?

Ответ: В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) для целей указанного Закона физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ, признается страхователем.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии со ст. ст. 7, 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) пособие по беременности и родам является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая, в частности материнства.

Из пп. 1 п. 1 ст. 9 Закона N 165-ФЗ следует, что у страхователя (работодателя) отношения по обязательному социальному страхованию возникают по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.

Подпунктом 6 п. 2 ст. 12 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

Согласно ст. 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Порядок исчисления пособий по беременности и родам для рассматриваемой ситуации предусмотрен в ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" и пп. "а" п. 8 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата указанных пособий производится за счет средств ФСС РФ.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства РФ.

Однако, по нашему мнению, в рассматриваемом случае нарушений законодательства не допущено и действия ФСС РФ неправомерны по следующим причинам.

На основании ст. 2 Трудового кодекса РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений, в частности, являются запрещение дискриминации в сфере труда и обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

При этом необходимо отметить, что согласно ст. 64 ТК РФ запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Из вышесказанного следует, что работодатель не имеет права отказать в принятии на работу женщине по причине ее беременности (в том числе за три месяца перед наступлением отпуска по беременности и родам), а установление размера заработной платы является прерогативой работодателя.

При этом в случае если зарплата работнице выплачивалась в размере оклада, установленного штатным расписанием, то и начисление пособий должно производиться с учетом фактически выплаченной заработной платы.

Указанная позиция, в частности, подтверждается Постановлениями ФАС Волго-Вятского округа от 17.04.2008 по делу N А43-9155/2007-31-267, ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2008 по делу N А21-4040/2007, ФАС Уральского округа от 15.03.2007 N Ф09-1656/07-С1 по делу N А76-19107/06.

При этом необходимо учитывать, что, в случае если судом будет установлено создание предпринимателем искусственной ситуации для получения средств ФСС РФ, действия ФСС РФ могут быть признаны правомерными. При этом неправомерность действий предпринимателя, направленных на неправомерное возмещение за счет средств ФСС РФ спорной суммы по беременности и родам, в частности, может быть установлена в случаях, если:

- работница не имеет квалификации и навыков для выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором;

- отсутствуют доказательства выполнения работницей должностных обязанностей;

- работнице установлена заработная плата в размере, значительно превышающем размер заработной платы иных работников, и при этом отсутствуют доказательства необходимости и обоснованности установления такого размера заработной платы.

Установив подобные обстоятельства, суд может прийти к выводу о том, что расходы на выплату пособия по беременности и родам произведены с нарушением требований законодательства об обязательном социальном страховании, что в том числе подтверждается Постановлениями ФАС Уральского округа от 09.07.2008 N Ф09-4837/08-С2, ФАС Западно-Сибирского округа от 14.04.2008 N Ф04-2352/2008(3467-А67-25), ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.2008 N А33-7930/07-Ф02-837/08.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации факт того, что работница проработала перед наступлением отпуска по беременности и родам три месяца и установленная зарплата, по мнению ФСС РФ, не являлась экономически обоснованной и не отвечала финансовым возможностям предпринимателя, по нашему мнению, не может служить основанием для отказа индивидуальному предпринимателю в возмещении средств на выплату пособия по беременности и родам. Однако при наличии иных вышеперечисленных фактов, указывающих на создание искусственной ситуации для получения средств ФСС РФ, действия, направленные на создание подобной ситуации, могут быть признаны судом неправомерными, а отказ ФСС РФ в возмещении средств на выплату пособия по беременности и родам - обоснованным.

Р. Ю.Ермаков

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

20.01.2009