Вправе ли налоговый орган принимать решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов на срок от трех до пяти лет? Если нет, то какой орган вправе принимать такие решения?

Ответ: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 63 Налогового кодекса РФ органом, в компетенцию которого входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов по федеральным налогам и сборам, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных пп. 3 - 5 п. 1 ст. 63 и п. 2 ст. 63 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных ст. 64 НК РФ, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

На основании п. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ (далее - Закон N 224-ФЗ) ст. 63 НК РФ дополнена п. 5, согласно которому в случае, предусмотренном ст. 64.1 НК РФ, решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов принимается министром финансов Российской Федерации.

Также согласно Закону N 224-ФЗ п. 1 ст. 64 НК РФ дополнен абзацем, устанавливающим, что в случае, предусмотренном ст. 64.1 НК РФ, отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов на срок, не превышающий пять лет, может быть предоставлена по решению министра финансов Российской Федерации.

Пунктом 6 ст. 1 Закона N 224-ФЗ часть первая НК РФ дополнена ст. 64.1, устанавливающей порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов Российской Федерации.

Согласно абз. 2 п. 1 введенной ст. 64.1 НК РФ отсрочка или рассрочка, предоставляемая по решению министра финансов Российской Федерации, может быть предоставлена, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 млрд руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.

На основании п. 1 ст. 9 Закона N 224-ФЗ рассмотренные поправки вступают в силу с 1 января 2009 г.

Таким образом, налоговый орган не вправе принимать решения об отсрочке (рассрочке) уплаты федеральных налогов и сборов на срок от трех до пяти лет.

С 1 января 2009 г. такие действия вправе осуществлять министр финансов Российской Федерации в случае, если задолженность по федеральным налогам и сборам превышает 10 млрд руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

20.01.2009