На основании постановления исполнительного органа муниципального образования и в соответствии с договором аренды земельный участок предоставлен организации в аренду на 5 лет. Положением договора установлен вид хозяйственной деятельности, которую арендатор вправе осуществлять на предоставленном в аренду участке: эксплуатация и обслуживание грузового причала. В ходе проверки законности использования организацией земельного участка и соблюдения земельного законодательства административный орган установил, что организация использует земельный участок не по целевому назначению - на нем складируются стройматериалы. Административный орган вынес постановление о привлечении организации к административной ответственности по ст. 8.8 КоАП РФ за использование земельного участка не по целевому назначению, а именно за передачу другой организации причала на основании договора аренды для складирования стройматериалов. Правомерно ли в данном случае привлечение организации к административной ответственности?

Ответ: В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии со ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии со ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.

Судебная практика исходит из того, что при доказанности использования земельного участка, предоставленного по договору аренды с определенным назначением, для других целей пользователь данного земельного участка должен привлекаться к административной ответственности. Такой вывод можно сделать из Постановлений ФАС Волго-Вятского округа от 30.06.2004 N А43-2373/2004-9-115, ФАС Дальневосточного округа от 26.11.2004 N Ф03-А73/04-2/3156, ФАС Западно-Сибирского округа от 22.12.2005 N Ф04-9113/2005(18027-А70-29).

Таким образом, можно сделать вывод, что привлечение организации в данном случае к административной ответственности правомерно, так как причал не предназначен для складирования стройматериалов, следовательно, такие действия расцениваются как использование объекта не по назначению, и представляется, что ответственность должна быть назначена именно исходя из ст. 8.8 КоАП РФ, но стоит отметить, что привлечение к административной ответственности в данном случае возможно только в случае доказанности события административного правонарушения в действиях организации.

Правомерность такого вывода подтверждается арбитражной практикой (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.09.2007 N А05-4770/2007).

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

20.01.2009