В ходе налоговой проверки налоговый орган установил, что организация-налогоплательщик, не являясь плательщиком налога на добавленную стоимость в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в спорный период получала выручку за оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа с налогом на добавленную стоимость, однако данный налог в бюджет не перечисляла. Как установил налоговый орган, налогоплательщик выдавал чек (билет) с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, следовательно, полученный от покупателей налог на добавленную стоимость должен быть возвращен в бюджет. По мнению налогового органа, выданный покупателю кассовый чек с выделенным в нем налогом на добавленную стоимость по смыслу п. 7 ст. 168 НК РФ заменяет счет-фактуру. По результатам проверки налоговым органом принято решение о доначислении налогоплательщику налога на добавленную стоимость. Правомерно ли данное решение налогового органа, если счета-фактуры налогоплательщик покупателям не выставлял?
Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.
Пунктом 5 ст. 173 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.
При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
В силу п. 7 ст. 168 НК РФ при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные п. п. 3 и 4 данной статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Судебная практика свидетельствует, что из приведенной нормы п. 7 ст. 168 НК РФ следует, что кассовый чек или иной документ установленной формы не может быть приравнен к счету-фактуре в том правовом значении, в котором законодатель связывает обязанность налогоплательщика вернуть полученный от покупателей налог на добавленную стоимость в бюджет (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.09.2008 N А82-738/2008-14).
Таким образом, поскольку в указанной ситуации налогоплательщиком при реализации услуг перевозки счета-фактуры не выставлялись, а следовательно, в соответствии с положениями п. 5 ст. 173 НК РФ налог на добавленную стоимость в них не выделялся, указанное решение налогового органа неправомерно.
Л. Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
20.01.2009