Лизинг в новом свете

(Палаткин В.)

("Бизнес-адвокат", N 6, 2002)

Текст документа

ЛИЗИНГ В НОВОМ СВЕТЕ

В. ПАЛАТКИН

Василий Палаткин, заместитель директора по правовым вопросам ООО "Регион - Лизинг", г. Уфа.

2 февраля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге" от 29 января 2002 г. N 10-ФЗ, который в новой редакции получил название "О финансовой аренде (лизинге)". В целом новый Закон ни в чем не ущемил интересов лизинговых компаний и создал более четкие правовые рамки лизинговой деятельности в России. Внесению изменений в Закон о лизинге предшествовала большая работа по устранению пробелов и противоречий гражданско - правовых, административно - правовых и налоговых норм, регулирующих финансовые отношения в области лизинга.

В целом можно сказать, что положения Закона о лизинге в подавляющей своей части приведены в соответствие с нормами Гражданского кодекса РФ и Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988 г. при сохранении и усилении предписаний, направленных на достижение благоприятного режима для участников лизинговых отношений. Новая редакция Закона фактически не регулирует вопросы, освещенные в ГК РФ (существенные условия договора, прекращение договора, порядок изъятия имущества, порядок разрешения споров и т. д.) и Конвенции от 28 мая 1988 г. (вопросы применимого права, порядок разрешения споров).

По мнению многих практиков, одним из сдерживающих факторов активного развития лизинга в России до сегодняшнего дня был Федеральный закон "О лизинге" от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ. Стабильность нормативно - правовой базы в области лизинга особенно важна, поскольку отношения лизинга носят долгосрочный характер и предполагают высокую степень зависимости всех участников лизинговой сделки друг от друга, от инвесторов, от политики государственных органов. Прежний вариант Закона о лизинге был противоречив и чрезмерно детализирован, что приводило к увеличению юридических рисков лизинговой деятельности и, соответственно, снижению заинтересованности потенциальных инвесторов во вложении средств в лизинговые проекты, а предприятий в расширении производства посредством лизинга.

Закон о лизинге в новой редакции является прежде всего нормативным актом гражданско - правового характера. Из Закона в большинстве своем выведены нормы, раскрывающие экономическое содержание лизинговых правоотношений, состав лизинговых платежей, поскольку они совершенно не влияли на взаимные права и обязанности участников лизинговой сделки и лишь отягощали Закон ненужной экономической терминологией.

Особенно важно, что в новой редакции Закона законодатель отказался от попыток регулирования налоговых правоотношений и бухгалтерского учета (п. 3 ст. 31, ст. ст. 32, 33, абз. 12 ст. 36). Из Закона практически полностью исключены нормы о порядке амортизации имущества, переданного в лизинг, его учета, налогообложения лизинговых операций, поскольку все эти положения нашли достаточное отражение в гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" и Постановлении Правительства РФ "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" от 1 января 2002 г. N 1.

Из текста Закона исключена необходимость получения лицензии на осуществление лизинговой деятельности. Сделано это в связи с тем, что в феврале 2002 г. вступил в силу нормативный акт, специально посвященный вопросам лицензирования: Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ. Указанный документ не включил лизинг в перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, а также закрепил правило, согласно которому установление обязанности лицензирования того или иного вида деятельности возможно только после внесения изменений в данный Закон. В этой связи регламентация в Законе о лизинге вопросов лицензирования становится просто неуместной, поскольку в случае конкуренции норм Закона о лизинге и Закона N 128-ФЗ положительное решение будет в пользу последнего.

В новой редакции Закона из ст. 7 полностью исключено разделение лизинга на типы (долгосрочный, краткосрочный, среднесрочный) и виды (финансовый, оперативный, возвратный). Указанные изменения представляются совершенно оправданными, поскольку никакого правового и тем более экономического смысла в существовании подобной классификации не было.

Отсутствует теперь и необходимость соизмерять срок действия договоров лизинга со сроками полной амортизации имущества, передаваемого в лизинг по указанным договорам. Теперь Закон содержит только одно существенное условие договора лизинга. Согласно ч. 3. ст. 15 в договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. Все иные "существенные положения" договора лизинга исключены как несоответствующие части первой ГК РФ.

Пожалуй, одним из ключевых изменений в Законе о лизинге является отмена запрета на совмещение обязательств кредитора и лизингополучателя по договору лизинга (ст. 9 прежней редакции Закона). Данная формулировка ранее фактически исключала возможность использования аванса и предварительной оплаты при осуществлении лизинговых сделок, т. к. эти виды платежа в соответствии с п. 1 ст. 823 ГК РФ отнесены к видам коммерческого кредита. Установленное ст. 9 Закона ограничение не было согласовано с положениями гл. 42 ГК РФ, которая не содержит каких-либо ограничений в отношении субъектов договоров займа и кредита.

Нужно отметить, что на практике лизинговые компании легко обходили указанные ограничения, используя для получения займов и кредитов от лизингополучателя дочерние или подконтрольные структуры. Новая редакция Закона расширяет спектр лизинговой деятельности, допуская возможность самофинансирования лизингополучателем своих лизинговых проектов.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона лизингодатель вправе приобретать предмет лизинга за счет привлеченных и (или) собственных средств. Таким образом, устранено ранее существовавшее жесткое требование приобретения предмета лизинга: или за счет привлеченных, или за счет собственных средств. Новая редакция Закона допускает возможность использования в одной лизинговой сделке одновременно обоих вариантов финансирования. Кроме того, устранено ограничение видов финансирования лизинговой сделки: только денежные средства юридических лиц. Теперь инвесторами лизинговой сделки могут выступать физические лица. Также допускается финансирование посредством операций с ценными бумагами, имущественными и иными правами, иным имуществом.

В старой редакции Закона (ст. 14) лизингополучателю предоставлялось право использовать предмет лизинга в качестве залога, что не соответствовало п. 2 ст. 335 ГК РФ, согласно которому залогодателем вещи может быть собственник либо лицо, имеющее на нее право хозяйственного ведения, что совершенно не относится к лизингополучателю, который может быть лишь залогодателем права аренды. Новая редакция Закона устранила указанную коллизию, предоставив в ст. 18 право на передачу предмета лизинга только его собственнику, т. е. лизингодателю.

Статья 8 Закона посвящена сублизингу, который определяется как вид поднайма, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам во владение и в пользование за плату и на срок предмет лизинга. Таким образом, Закон четко классифицировал сублизинг как вид субаренды. Ранее же Закон относил сублизинг к перенайму, а именно особому виду отношений, возникающих в связи с переуступкой прав пользования предметом лизинга третьему лицу, что противоречило общим положениям ГК РФ об аренде, согласно которым арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (п. 2 ст. 615 ГК РФ).

Статья 13 Закона сократила до минимума основания для бесспорного списания средств со счета лизингополучателя. Теперь лизингодатель может воспользоваться этим правом только в случае неперечисления лизинговых платежей более 2 раз подряд по истечении установленного договором срока платежа (ранее бесспорное списание средств было возможно также, если лизингополучатель передает предмет лизинга в сублизинг без согласия лизингодателя, если лизингополучатель нарушает условия пользования предметом лизинга, если лизингополучатель не поддерживает предмет лизинга в исправном состоянии, что ухудшает его потребительские качества).

Исключены ранее закрепленные в ст. ст. 28, 34 Закона о лизинге ограничения срока максимально возможной отсрочки лизинговых платежей (не более чем 180 дней с момента начала фактического использования предмета лизинга), которые, безусловно, противоречили нормам ГК РФ. В соответствии со ст. ст. 314, 614 ГК РФ обязательства, в т. ч. и по внесению лизинговых платежей, должны исполняться в сроки, определенные договором. Никаких ограничений в отношении сроков исполнения обязательств, а также возможности установления законами связанных с этим ограничений ГК РФ не предусматривает.

Приведен Закон о лизинге и в соответствие с нормами корпоративного законодательства. Теперь лизинговые компании не вправе назначать аудиторские проверки финансового состояния лизингополучателя, а также присутствовать без права голоса на общих собраниях учредителей и органов управления лизингополучателя.

К сожалению, и в Законе о лизинге, и в Гражданском кодексе сохранено ограничение, что предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности. Тем самым исключается возможность приобретения основных фондов некоммерческими организациями, что тормозит развитие наиболее незащищенных в экономическом плане учреждений (научно - исследовательских, образовательных и т. д.). Целесообразно было бы расширить применение данной нормы, указав, что предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, имущество, которое можно использовать для предпринимательской и иной профессиональной деятельности. Если же предметом лизинга могут являться только вещи, то это заранее исключает возможность передавать в лизинг программное обеспечение, в то время как на практике в лизинг зачастую передается сложное технологическое оборудование, имеющее дорогостоящие программные приложения. В результате стороны лизинговой сделки вынуждены "прятать" стоимость программного обеспечения в цене оборудования, что также вызывает определенные проблемы бухгалтерского характера.

Принятие различных нормативных актов с указанием мер государственной поддержки лизинговой деятельности не повлекло за собой применение указанных актов на практике, так что их можно отнести к разряду "мертвых" нормативных актов. Лишь немногие регионы РФ действительно занимаются созданием эффективных правовых и экономических механизмов развития лизинговой деятельности.

В настоящий момент в России заканчивается процесс формирования законодательной базы о лизинге, позволяющей эффективно использовать все его преимущества. Наиболее важным этапом в области формирования лизингового законодательства стало принятие в целом благоприятной для развития лизинга гл. 25 Налогового кодекса РФ, которая разрабатывалась в течение нескольких лет и вызывала наибольшие опасения у участников лизингового бизнеса, поскольку предварительно предусматривалось изъятие из законодательства по лизингу всех основных льгот. Налоговый кодекс формирует новую амортизационную политику в стране, закреплено право выбора балансодержателя имущества, переданного в лизинг, изменены правила амортизации грузового автотранспорта (не предусматривается начисление амортизации в зависимости от пробега, как это делалось в ряде случаев ранее).

Название документа